Закон № 307-ФЗ призван усилить финансовую дисциплину при оплате коммунальных ресурсов

С 1 января 2016 года вступает в силу федеральный закон от 03.11.2015 № 307−ФЗ. Согласно ему будет ужесточена платежная дисциплина за потребленные коммунальные ресурсы и увеличена ответственность за самовольное подключение и нарушение режима временного ограничения потребления ресурсов.

Текст пояснений, как и большинство нормативных актов, сложен для восприятия. Основной вывод, который может из него сделать потребитель: лучше оплатить коммунальные квитанции вовремя или не позднее одного месяца с момента возникновения задолженности, а то хуже будет — к основному долгу добавятся еще и пени. Причем их размер будет возрастать по мере увеличения срока неоплаты. Так, если с 31-го по 90-й день размер пени будет равен 10% от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, то с 91-го дня неустойка составит уже 23%. 

Действие Закона № 307−ФЗ распространяется на все категории потребителей (в том числе независимо от организационно-правовой формы) – промышленные потребители, население, исполнители коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных для каждой из указанных групп, – и касается:

—  увеличения неустойки (пени) за просрочку платежей (газо-, тепло-, водо-, электроснабжение) в случае просрочки оплаты стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче соответствующего ресурса);

—  установления обязанности потребителей по предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче ресурсов);

—  ужесточения размеров административной ответственности за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам (в случае, если данные нарушения не содержат признаки уголовно-наказуемого деяния);

—  повышения размера ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка введения режима ограничения или полного прекращения холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод.

Ключевые изменения, предусмотренные Законом № 307−ФЗ:

  1. Ответственность за просрочку платежа

Закон изменяет размер пени за просрочку платежей

Население, ТСЖ, ЖСК:

с 1 по 30−й день: пени не начисляются,

с 31 по 90−й день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (10%),

с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).

Управляющие компании, тепло — и водоснабжающие предприятия:

с 1 по 60−й день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (10%),

с 61 по 90−й день:1/170 ставки рефинансирования ЦБ (18%),

с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).

Прочие потребители:

с 1−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).

  1. Банковская гарантия в случае нарушения порядка оплаты ресурсов

Закон № 307−ФЗ закрепляет обязанность Правительства РФ по установлению критериев, при соответствии которым у потребителей ресурсов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств (в том числе в виде банковской гарантии) по оплате энергоресурсов (услуг по их передаче) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ресурсов.

Закон предусматривает, что обязанность по предоставлению банковской гарантии не возникает у потребителей, не имеющих неисполненных обязательств по оплате потребленных ресурсов.

Механизм предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, казенные, автономные и бюджетные учреждения, собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующих в соответствии с жилищным законодательством управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов.

Закон предусматривает «независимую банковскую гарантию» как механизм обеспечения исполнения обязательств по оплате стоимости потребленных энергоресурсов.

«Безотзывная банковская гарантия» подлежит предоставлению со стороны потребителя в случае:

— наличия задолженности по оплате потребленных энергоресурсов (услуг по передаче);

—соответствия потребителя критериям (предоставления обеспечения исполнения обязательств);

—надлежащего уведомления потребителя со стороны ресурсоснабжающей организации, включающего сведения об основании возникновения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств и срока, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено.

В случае если потребитель в течение указанного в уведомлении срока устранил допущенное нарушение обязательств по оплате энергоресурса, предоставление обеспечения исполнения обязательств не требуется.

Нарушение указанного выше порядка предоставления обеспечения обязательств влечет административную ответственность.

В указанных целях КоАП РФ дополнен статьей 14.61, закрепляющей ответственность за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов для следующих лиц:

—  должностные лица: штраф от 40 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет;

—  юридические лица: штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

«Независимая банковская гарантия»:

—  должна включать условие о невозможности изменения условий без согласия бенефициара и ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия);

—  не должна содержать требование о предоставлении поставщиком ресурса для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обеспечиваемых гарантиями обязательств;

—  обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате потребленных ресурсов;

—  должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 741 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Срок действия банковской гарантии устанавливается Правительством РФ.

Закон закрепляет обязанность руководителей субъектов РФ по ежегодному утверждению перечней «неотключаемых» потребителей электрической энергии.

Порядок разработки перечня, в том числе в части критериев соответствия организаций для целей их отнесения к указанному перечню, подлежит утверждению со стороны Правительства РФ.

Аналогичным образом Закон предусматривает необходимость предоставления гарантий со стороны арендаторов при передаче им в аренду объектов тепло- и водоснабжения.

В частности, Закон № 307−ФЗ предусматривает, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок документов, подтверждающих:

—  заключение победителем конкурса договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества;

—  предоставление победителем конкурса по каждому из указанных выше договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому договору поставки газа банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.

В качестве документов, подтверждающих выполнение указанных выше требований, победитель конкурса предоставляет надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику газа.

В случае не предоставления победителем конкурса организатору конкурса указанных документов, подтверждающих выполнение указанных требований, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса.

  1. Административная ответственность за нарушение порядка доступа к сетям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения)

Ключевые изменения в части административной ответственности касаются увеличения размера штрафа для случаев самовольного подключения к сетям электро-, теплоснабжения, а также к газо- и нефтепроводам.

Так, размер штрафа для физических лиц вырастет с 3–4 до 10–15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6–8 до 30–80 тысяч рублей, юридических лиц – с 60–80 до 100–200 тысяч рублей.

В части нарушения порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил пользования газом, порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод штрафы также возрастут.

Так, штрафы в отношении юридических лиц составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц – от 10 до 100 тысяч рублей. Для должностных лиц также предусмотрена дисквалификация на срок от двух до трех лет.

В случае нарушения установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя одновременно с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, штрафы для юридических лиц варьируются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Ответственность должностных лиц предусматривает штраф в размере от 40 до 100 тысяч или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Закон закрепил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении.

  1. Действие Закона № 307−ФЗ во времени

Закон № 307−ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней с момента опубликования (за исключением приведенных в ч. 2 ст. 9 Закона № 307−ФЗ отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016).

Действие положений следующих нормативных правовых актов (в редакции Закона № 307):

—  Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69−ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»,

— Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35−ФЗ «Об электроэнергетике»,

—  статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации,

— статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115−ФЗ «О концессионных соглашениях»,

— Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении»,

—  Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,

распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Закона № 307 договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров поставки газа, договоров оказания услуг по транспортировке газа, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Действие положений статей 28.1, 28.3 и 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.

Действие положений статей 41.1, 41.3 и 41.4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.

Указанные выше договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу Закона № 307−ФЗ, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





  • 18.12.2015
  • 14:40

Последние новости

  1. В Веретье нашли угнанную из Рыбинского района машину
  2. Учащиеся рыбинской школы побывали в гостях у железнодорожников
  3. В Татарстане нашли почти 200-летнее надгробие с могилы рыбинского крестьянина
  4. В Спасо-Преображенском соборе Рыбинска можно почтить Пояс Пресвятой Богородицы
  5. В Рыбинске ещё в этом году отремонтируют территорию возле Станции скорой помощи
    Марина Васильевна

    Начисление пени управляющим организациям осуществляется в большем размере и на 31 день раньше, чем начисление пени собственникам и ТСЖ. Оплатить полученные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации могут только средствами, собранными с собственников. В связи с этим взыскание РСО с УО задолженности в судебном порядке и пени, предусмотренной законодательством РФ, может привести к нехватке средств на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД и банкротству УО, неоходим единообразный подход к начислению пени УО, собственникам и ТСЖ или поменять санкции местами

    Ответить

    В.А.

    Марина Васильевна, не для полемики, а просто интересно: какие положения законов или сложности денежного обращения мешают УО перечислять деньги поставщикам один или несколько раз в неделю по мере их поступления от населения? Пеня в этом случае будет минимальной, буквально рубли. Я действительно не понимаю, может разъясните?

    Ответить

    Светлана

    Если организация лишилась статуса гарантирующий поставщик может ли она сейчас начислить пени в соответствии с абз. 8 п.2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» по день фактической оплаты задолженности в настоящий момент

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: