Конфронтация или сотрудничество? Мнение школьного психолога

 

 Проработав в школе 17 лет, я глубоко убеждена, что родители и учителя должны осуществлять деятельность по учению ребенка совместно. Только согласованные действия школы и родителей принесут плоды, обеспечат эффект воспитанию и обучению. Отсутствие контакта, рассогласованность правил, принятых в семье и школе, в свою очередь, могут привести к неприятным для ребенка последствиям.

Двойные правила — раздолье для манипуляций

Если в семье и школе существуют разные взгляды на то, по каким правилам ребенку вести себя в учебном заведении, перед ним появляется соблазн манипулировать либо родителями, либо учителем. Приходя домой, ребенок рассказывает о том, что происходило с ним в школе, беря в расчет только свою точку зрения, подает события — полученные оценки, недоразумения, случающиеся между детьми, так, как увидел и понял сам.

Часто родители воспринимают его рассказы очень эмоционально, и, не имея возможности получить объективную информацию, услышать точку зрения учителя, накручивают себя. Объем негатива растет, ребенок слышит и видит отношение к школе со стороны родителей, усваивает его и делает собственные выводы. В последствие при общении с учителем точка зрения родителей, основанная на словах ребенка, становится аргументом и учителю приходится оправдываться, спорить, доказывать точку зрения свою и других участников конфликта.

Авторитет родителя, который учитель не имеет права подвергать сомнению, может помешать учителю добиваться от ребенка необходимого поведения на уроках, а значит усвоения знаний по предмету. Как следствие возникает обострение отношений между учителем и учеником, мешающее их эффективной работе — учить и учиться.

Открытые эмоции

Если родитель заинтересован в прояснении возникшей ситуации и может себя сдержать, то, как правило, конфликты изживают себя малыми потерями и для семьи, и для педагогов. Если же контакта между взрослыми нет, то недовольство рано или поздно все равно завершится выяснением отношений. После бурного обсуждения заново выстроить отношения в паре родитель-учитель или ученик-учитель бывает сложно.

Это не значит, что у ребенка обязательно возникнут непреодолимые проблемы в отношениях с этим учителем. Но, как каждый человек, педагог испытывает свои эмоции и чувства. Если родитель в пылу спора намеренно или ненамеренно задевает, оскорбляет педагога, учителю становится обидно и неприятно, что так или иначе отражается на отношениях. Учитель может стать более закрытым, сдержанным, эмоционально менее доступным. Он невольно будет стремиться защитить, сохранить свое внутреннее пространство. А когда ребенку хорошо в школе? Когда учитель открыт и доброжелателен.

Блогосвобода не во благо

Сейчас распространенным явлением стали блоги или страницы классов в социальных сетях.

Идея создания классного сообщества в интернете может использоваться очень конструктивно: для размещения расписаний, заданий, планирования совместных праздников, поездок, внеклассных мероприятий. Но все чаще встречаются такие вариации, когда на этих страницах некоторые родители обсуждают учителей и проблемы, которые возникают в школе. Работает это, как правило, как «испорченный телефон», информация искажается, трансформируется.

Особенно часты случаи появления общедоступных негативных высказываний среди родителей учеников начальной школы. Это имеет свое объяснение — молодые родители уверенно чувствуют себя в интернет-пространстве, усвоили привычки общения, принятые в сети и, вместе с этим, не имеют достаточного жизненного опыта или воспитания, чтобы сдержать себя. В широкий доступ попадают суждения, уменьшающие авторитет учителя. Естественно, что ни одному педагогу не понравится, когда непрофессионалы ставят под сомнения его знания и навыки. Бывает, что в обсуждение оказываются втянутыми и дети из класса, конфликт разрастается, нанося ущерб всем его участникам.

Почему-то в нашем обществе многие считают, что не хуже педагога знают, как правильно вести себя с учениками. Опираясь на свой опыт, скажу: рассуждать дома просто, работать в классе сложно — ведь перед учителем во время его работы стоят самые разные задачи.

Рабочий день у педагога длинный: кроме уроков он проводит дополнительные занятия, элективные курсы, внеурочную деятельность. Он до вечера среди детей, отвечает на вопросы, дает задания, спрашивает, дисциплинирует, проверяет выполнение заданий, оценивает, разбирается в конфликтных ситуация между учениками. Если учесть количество детей в классе и хотя бы примерно подсчитать количество его взаимодействий с ними в течение дня, становится понятно, что нагрузка на педагога большая. Родители должны это понимать.

Освобождаясь от собственной агрессии через социальные сети, родители полностью перекладывают свою ответственность за неудачи и плохие оценки ребенка на учителя — ведь ответа на такие выпады в интернете не бывает. Хорошо, когда на стороне можно найти виноватого во всех проблемах ребенка, но желающие своему ребенку добра мама и папа, должны понимать свою ответственность за эти проявления и за то, что они лишь усиливают непонимание.

Учитель — не телепат

Конечно, случается, что учитель предвзято относится к ученику, так как не владеет информацией о том, в какой социальной ситуации тот находится. Заинтересованный в успехах своего ребенка родитель понимает — учителя нужно информировать об изменениях, произошедших в жизни ребенка. Кто-то близкий ушел из жизни, родители находятся в состоянии развода, случился переезд, родился малыш — сообщите учителю об этом. Это совсем не значит, что требования к ученику со стороны учителя изменятся навсегда. Нет, поблажки могут быть только временным «островком безопасности», но внимание и поддержка со стороны учителя в кризисный момент помогут ребенку.

Конструктивный контакт с учителем, выстроенный не с позиции «я пришел и все проверю», а нацеленный на поиск точек соприкосновения, выработку единого подхода к ребенку, освоение им школьных знаний, полезен всем участникам учебного процесса. Любой учитель, видя стремление к пониманию со стороны родителя и ребенка, идет семье навстречу.

Позвонить или не позвонить?

Мы живем в очень непростое время, у детей возникает много соблазнов. Как я уже сказала, поведение ребенка очень сильно меняется в зависимости от ситуации. Например, ребенок говорит неправду, обманывает, или берет чужие вещи без спроса, обижает кого-то. Находясь в сотрудничестве, учитель и родитель проанализируют возможные причины таких поступков и помогут ученику до того, как сформируются вредные привычки.

Бесед между учителем и родителями только на родительских собраниях недостаточно. Если учитель будет молчать до собрания — а оно случается один раз в четверти — привычки могут уже сформироваться, изменить поведение ребенка будет уже сложнее. Первое, что необходимо при выстраивания взаимодействия с учителем — это договориться о том, когда ему можно звонить. Важно не злоупотреблять личным временем педагога, помнить, что у него своя семья, заботы. Настроиться на сотрудничество и обговорить время для встреч.

Поверьте, учителя ценят, когда родители интересуются ребенком, готовы работать на его благо. Семья — опора для учителя, одному педагогу проблемы не решить. Только совместная работа обеспечит, то к чему стремиться школа и любящие родители — воспитание образованного, думающего, трудолюбивого, отвечающего за свои поступки человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Последние новости

  1. Рыбинский мост ожидает перекрытие на восемь ночей
  2. Прокуратура завершила проверку по факту травмирования курсантов-речников
  3. Рыбинский драмтеатр с новой вывеской
  4. Полиция Рыбинска вычислила пенсионера, разбившего голову незнакомому мужчине
  5. В администрации Рыбинска официально ввели ещё одну должность заместителя главы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: