Начисления в квитках за воду, тепло и содержание жилья обгоняют расчётные листки по зарплате, а пени растут в геометрической прогрессии и сказочное заклинание «горшочек, не вари» на цифры в квитанциях не действует. Неуправляемой ситуация с оплатой коммунальных счетов становится, если несколько раз подряд пропустить поход в отделение банка или кассу расчётного центра.
Кто поможет, если финансово-коммунальный омут всё-таки затягивает? Как поступить и можно ли ожидать понимания от управляющей организации, если желание расплатиться с долгом всё-таки возникло, рассказывает генеральный директор «Рыбинской управляющей компании» Александр Сивков.
Александр Сергеевич, вам часто приходится встречаться с должниками? Неоплаты или неполное погашение коммунальных счетов — это распространённая проблема для управляющей компании?
— «Рыбинская управляющая компания» обслуживает жильё более чем по 8600 лицевым счетам. Примерно за двумя тысячами из них числится долг, так что эта проблема актуальна. С жителями, у которых образовалась задолженность по оплате жилья, я встречаюсь каждую неделю. Люди приходят на приём с вопросом как погасить долг или получить рассрочку по его оплате, уменьшить пени.
Предположу, что до директора управляющей компании доходят единицы. Вероятно, это те, у кого «гиря до полу» доходит?
— Как правило, в управляющую компанию приходят те, кто осознаёт необходимость погашения долга — их пугают растущие пени, или люди нашли нормально оплачиваемую работу, и у них появились новые возможности для оплаты счетов. Некоторых к визиту в управляющую компанию подтолкнули судебные приставы или они готовят квартиру к продаже. Причины у всех разные.
О каких суммах чаще всего идёт речь?
— Для разных людей критичными становятся разные суммы, поэтому я бы не стал здесь обобщать. Как правило, беспокоят людей долги, накопившиеся за полгода и более, когда с огромной скоростью начинают расти пени, появляются судебные решения.
В настоящее время законодатель изменил правовые документы — при наличии существенного периода задолженности на недоплаты начисляют повышенные проценты. Они бывают так велики, что рост пеней грозит перейти в неуправляемую ситуацию. Мы анализировали ряд лицевых счетов, которые обслуживает «Рыбинская управляющая компания», — иногда людям дешевле взять кредит в банке и оплатить задолженность, чем разбираться с растущими пенями. И такие случаи были.
Но, к сожалению, у нас есть и обратные примеры, когда задолженность по отдельным лицевым счетам доходит до 200-300 тысяч и больше, а люди на контакт не идут несмотря на накопившиеся судебные решения.
Наверное, и отношение к таким разным должникам различное? Или все попадают под одну гребёнку?
— Если у человека возникает желание оплатить долг, то мы, безусловно, идём навстречу. «Одна гребёнка» — это, с моей точки зрения, неправильный подход и одной формулы здесь быть не может. Многим сейчас живётся сложно, поэтому с нашей стороны должны быть встречные шаги, позволяющие минимизировать потери для человека.
Каким образом можно уменьшить потери людей?
— Например, мы готовы идти на реструктуризацию накопившегося долга и списываем до 50% начисленных пеней, если обратившийся оплачивает текущие начисления и постепенно гасит долг. В отдельных случаях соглашение о рассрочке действует до двух лет. Я считаю, что досудебное урегулирование задолженности — это самый эффективный способ выхода из ситуации и для должника, и для управляющей компании.
А есть способы повысить активность неплательщиков?
— Граждане должны понимать, что управляющая организация о них не забыла. Поэтому первое действие, которое может подтолкнуть людей к погашению задолженности, — это информирование об образовавшемся долге. Кроме того, управляющая компания должна предложить людям способы урегулирования задолженности. Например, соглашение о рассрочке.
Расскажите, что бывает с теми, кто уклоняется от выплаты задолженности?
— Когда житель не идёт на контакт, не рассматривает никаких вариантов погашения, тогда управляющая компания выходит в суд. После того, как получено судебное решение, в дело вступает служба судебных приставов, которая работает по конкретным исполнительным листам. Последствия для должников могут быть довольно серьёзными. Например, в случае с нанимателями жилья — вплоть до выселения.
То есть надеяться, что ситуация разрешится сама, несерьёзно?
— Если у собственника или нанимателя накопился большой долг — это очень серьёзно. Задолженность населения трансформируется в задолженность управляющей организации перед поставщиками коммунальных ресурсов. Те, в свою очередь, должны по цепочке дальше — за тепловую энергию, за воду, газ. Если задолженность велика, управляющая компания не сможет обслуживать текущие платежи ресурсоснабжающим организациям, обслуживающим организациям. Поэтому грамотная работа с задолженностью — это одна из основных задач управляющей компании.
Беседовала Надежда Лазарева