Тему следующей встречи, которая состоится 23 апреля в ОКЦ, раскрывает председатель киноклуба Борис Крейн.
— Подобно другим писателям-эмигрантам, Сергей Довлатов стал публиковаться на родине на рубеже 90-х, в разгар перестройки. Интересно, успел ли он, скончавшийся летом 1990-го в возрасте 48 лет, увидеть ленинградское издание повести «Заповедник» того же года?
Инсценировки и экранизации начались уже после смерти автора. В 1992 году вышли сразу два фильма. И, если «По прямой» Сергея Члиянца прошло «по касательной», без какого-либо резонанса, то «Комедия строгого режима», снятая Виктором Студенниковым и Михаилом Григорьевым по тому же сборнику «Зона», стала поистине народной. Пару лет спустя Пётр Штейн поставил в МХТ им. Чехова спектакль «Новый американец» по мотивам жизни и произведений Сергея Довлатова, который до сих пор не сходит со сцены. Действительно, трудно провести грань между зигзагами судьбы писателя и его сочинениями, написанными на основе собственного жизненного опыта. Эта взаимосвязь проявилась и в недавней работе студентов Щукинского училища, названной «До+вла=тов» и вызвавшей неоднозначные оценки. А Рыбинский театр отдал должное замечательному прозаику шестью годами ранее, его «Чемодан» инсценировал режиссёр Антон Неробов. Кстати, Владимир Калюкин, сыгравший главную роль в этом, по сути, моноспектакле, примет участие в предстоящем заседании «Современника».
К 2010-м относится и дальнейшее обращение кинематографа к Довлатову. В 12-м году Роман Либеров, специализирующийся на биографиях знаковых писателей ХХ века, снял документально-анимационный фильм «Написано Сергеем Довлатовым». Однако наибольшее внимание привлекли два игровых фильма, очень разных, если не противоположных. Станислав Говорухин поставил «Конец прекрасной эпохи», экранизировав книгу «Компромисс» в традиционной форме советского чёрно-белого кино. Его картина получила четыре «Ники» и четыре «Золотых орла», включая в обоих случаях премию за режиссуру. Напротив, Алексей Герман снял весьма амбициозное кино с простым названием «Довлатов», подражающее стилистике отца. Его творение удостоено «Серебряного медведя» нынешнего 68-го Берлинского кинофестиваля за работу художника, то бишь его жены Елены Окопной. И, как ни странно, превзошло по зрительскому рейтингу на «КиноПоиске» куда более демократичный говорухинский фильм.