Встречу анонсирует председатель киноклуба Борис Крейн.
— Заседание киноклуба «Современник», намеченное на понедельник, 21 мая, в 18-00 в ОКЦ, будет посвящено памяти Милоша Формана, который скончался в США в середине апреля. Один из творцов уходящего поколения 60-х родился в 1932 году в маленьком чешском городке Чаславе. В детстве Ян Томаш, таково его настоящее полное имя, слышал, что его родители погибли в фашистских концлагерях, и только после войны узнал, что реальный его отец не Форман, а Отто Кон, архитектор, который успел эмигрировать и поселился в Америке.
Жизнь Милоша Формана делится на две неравные части. Первые 36 лет он жил преимущественно в Чехословакии, и его вполне можно считать шестидесятником, поскольку советская оттепель затронула весь соцлагерь. К тому же, учился он как во ВГИКе, так и на кинофакультете Академии искусств — ФАМУ в Праге. Из двенадцати его полнометражных фильмов на родине вышли три. Уже «Чёрный Пётр» 1963-го принёс дебютанту главный приз МКФ в Локарно и широкую известность. Затем последовали, с двухлетними интервалами, ироническая комедия «Любовные похождения блондинки» и едкий сатирический фильм «Бал пожарных» («Горит, моя милашка»), во многом предвосхитивший умонастроения Пражской весны. Обе эти картины номинировались на «Оскар» в разряде иностранных фильмов.
Дальнейшие творческие планы режиссёра привели его в Париж. Там в августе 68-го он услышал о вторжении советских танков в ЧССР — и остался во Франции. А через год переехал в Нью-Йорк, где встретился с родными по отцовской линии. Несколько лет Форман ничего не снимал, предпочитая «жить на полтора доллара в день», чем делать нечто чуждое его представлениям.
Первый фильм, поставленный им за океаном — «Отрыв» 1971-го, — парадоксально сочетает сарказм его чехословацких лент с американской проблематикой. Типичный конфликт родителей и детей представлен в духе бунтарских настроений рубежа 60-70-х годов. Картина заслужила Гран-при Каннского кинофестиваля, но возмутила местную публику. Зато следующую работу мастера критики признали шедевром американского кино. Притча о конфликте личности и репрессивного общества «Пролетая над гнездом кукушки» 1975-го собрала все пять «Оскаров»: за лучшую картину, режиссуру, лучший сценарий и игру двух актёров. С успехом этого фильма к режиссёру пришла мировая слава.
В 1987-м, в разгар перестройки, весь цвет мирового кино, включая Милоша Формана, нагрянул на XIV Московский кинофестиваль. На встрече с активистами киноклубов кто-то спросил, считает ли он себя чехословацким режиссёром или же американским. На что последовал ответ: «Я американец с чешским сердцем».
Последующие работы окончательно утвердили положение Формана как одного из ведущих мастеров Голливуда. «Волосы» 1979-го, «Рэгтайм» 1981-го, «Амадей» 1984-го, «Вальмон» 1989-го, «Народ против Ларри Флинта» 1996-го, «Призраки Гойи» 2006-го не раз получали фестивальные призы и «Оскары». И всё-таки последний свой фильм, мюзикл «Хорошо оплаченная прогулка» Милош Форман снял вместе с сыном Петром в Чехии.