С 1 января 2016 года вступает в силу федеральный закон от 03.11.2015 № 307−ФЗ. Согласно ему будет ужесточена платежная дисциплина за потребленные коммунальные ресурсы и увеличена ответственность за самовольное подключение и нарушение режима временного ограничения потребления ресурсов.
Текст пояснений, как и большинство нормативных актов, сложен для восприятия. Основной вывод, который может из него сделать потребитель: лучше оплатить коммунальные квитанции вовремя или не позднее одного месяца с момента возникновения задолженности, а то хуже будет — к основному долгу добавятся еще и пени. Причем их размер будет возрастать по мере увеличения срока неоплаты. Так, если с 31-го по 90-й день размер пени будет равен 10% от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, то с 91-го дня неустойка составит уже 23%.
Действие Закона № 307−ФЗ распространяется на все категории потребителей (в том числе независимо от организационно-правовой формы) – промышленные потребители, население, исполнители коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных для каждой из указанных групп, – и касается:
— увеличения неустойки (пени) за просрочку платежей (газо-, тепло-, водо-, электроснабжение) в случае просрочки оплаты стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче соответствующего ресурса);
— установления обязанности потребителей по предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости потребленных ресурсов (услуг по передаче ресурсов);
— ужесточения размеров административной ответственности за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам (в случае, если данные нарушения не содержат признаки уголовно-наказуемого деяния);
— повышения размера ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка введения режима ограничения или полного прекращения холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод.
Ключевые изменения, предусмотренные Законом № 307−ФЗ:
- Ответственность за просрочку платежа
Закон изменяет размер пени за просрочку платежей
Население, ТСЖ, ЖСК:
с 1 по 30−й день: пени не начисляются,
с 31 по 90−й день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (10%),
с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).
Управляющие компании, тепло — и водоснабжающие предприятия:
с 1 по 60−й день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ (10%),
с 61 по 90−й день:1/170 ставки рефинансирования ЦБ (18%),
с 91−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).
Прочие потребители:
с 1−го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ (23%).
- Банковская гарантия в случае нарушения порядка оплаты ресурсов
Закон № 307−ФЗ закрепляет обязанность Правительства РФ по установлению критериев, при соответствии которым у потребителей ресурсов возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств (в том числе в виде банковской гарантии) по оплате энергоресурсов (услуг по их передаче) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ресурсов.
Закон предусматривает, что обязанность по предоставлению банковской гарантии не возникает у потребителей, не имеющих неисполненных обязательств по оплате потребленных ресурсов.
Механизм предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, казенные, автономные и бюджетные учреждения, собственников и пользователей (законных владельцев) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующих в соответствии с жилищным законодательством управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов.
Закон предусматривает «независимую банковскую гарантию» как механизм обеспечения исполнения обязательств по оплате стоимости потребленных энергоресурсов.
«Безотзывная банковская гарантия» подлежит предоставлению со стороны потребителя в случае:
— наличия задолженности по оплате потребленных энергоресурсов (услуг по передаче);
—соответствия потребителя критериям (предоставления обеспечения исполнения обязательств);
—надлежащего уведомления потребителя со стороны ресурсоснабжающей организации, включающего сведения об основании возникновения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств и срока, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено.
В случае если потребитель в течение указанного в уведомлении срока устранил допущенное нарушение обязательств по оплате энергоресурса, предоставление обеспечения исполнения обязательств не требуется.
Нарушение указанного выше порядка предоставления обеспечения обязательств влечет административную ответственность.
В указанных целях КоАП РФ дополнен статьей 14.61, закрепляющей ответственность за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов для следующих лиц:
— должностные лица: штраф от 40 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет;
— юридические лица: штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
«Независимая банковская гарантия»:
— должна включать условие о невозможности изменения условий без согласия бенефициара и ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия);
— не должна содержать требование о предоставлении поставщиком ресурса для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обеспечиваемых гарантиями обязательств;
— обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате потребленных ресурсов;
— должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 741 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Срок действия банковской гарантии устанавливается Правительством РФ.
Закон закрепляет обязанность руководителей субъектов РФ по ежегодному утверждению перечней «неотключаемых» потребителей электрической энергии.
Порядок разработки перечня, в том числе в части критериев соответствия организаций для целей их отнесения к указанному перечню, подлежит утверждению со стороны Правительства РФ.
Аналогичным образом Закон предусматривает необходимость предоставления гарантий со стороны арендаторов при передаче им в аренду объектов тепло- и водоснабжения.
В частности, Закон № 307−ФЗ предусматривает, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается только после предоставления победителем конкурса организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок документов, подтверждающих:
— заключение победителем конкурса договора энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии (мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду имущества;
— предоставление победителем конкурса по каждому из указанных выше договоров поставки электрической энергии, если они заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому договору поставки газа банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по оплате поставляемых по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.
В качестве документов, подтверждающих выполнение указанных выше требований, победитель конкурса предоставляет надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику газа.
В случае не предоставления победителем конкурса организатору конкурса указанных документов, подтверждающих выполнение указанных требований, такой победитель признается уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса.
- Административная ответственность за нарушение порядка доступа к сетям электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения)
Ключевые изменения в части административной ответственности касаются увеличения размера штрафа для случаев самовольного подключения к сетям электро-, теплоснабжения, а также к газо- и нефтепроводам.
Так, размер штрафа для физических лиц вырастет с 3–4 до 10–15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6–8 до 30–80 тысяч рублей, юридических лиц – с 60–80 до 100–200 тысяч рублей.
В части нарушения порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил пользования газом, порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод штрафы также возрастут.
Так, штрафы в отношении юридических лиц составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц – от 10 до 100 тысяч рублей. Для должностных лиц также предусмотрена дисквалификация на срок от двух до трех лет.
В случае нарушения установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя одновременно с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, штрафы для юридических лиц варьируются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.
Ответственность должностных лиц предусматривает штраф в размере от 40 до 100 тысяч или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Закон закрепил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
Законопроектом увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении.
- Действие Закона № 307−ФЗ во времени
Закон № 307−ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней с момента опубликования (за исключением приведенных в ч. 2 ст. 9 Закона № 307−ФЗ отдельных положений, вступающих в силу с 01.01.2016).
Действие положений следующих нормативных правовых актов (в редакции Закона № 307):
— Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69−ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»,
— Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35−ФЗ «Об электроэнергетике»,
— статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации,
— статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115−ФЗ «О концессионных соглашениях»,
— Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении»,
— Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,
распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Закона № 307 договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров поставки газа, договоров оказания услуг по транспортировке газа, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договоров, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Действие положений статей 28.1, 28.3 и 28.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190−ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.
Действие положений статей 41.1, 41.3 и 41.4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416−ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Закона № 307−ФЗ) распространяется на отношения, связанные с заключением договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, извещения о проведении конкурсов на право заключения которых опубликованы после дня вступления в силу Закона № 307.
Указанные выше договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу Закона № 307−ФЗ, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды.
Начисление пени управляющим организациям осуществляется в большем размере и на 31 день раньше, чем начисление пени собственникам и ТСЖ. Оплатить полученные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации могут только средствами, собранными с собственников. В связи с этим взыскание РСО с УО задолженности в судебном порядке и пени, предусмотренной законодательством РФ, может привести к нехватке средств на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД и банкротству УО, неоходим единообразный подход к начислению пени УО, собственникам и ТСЖ или поменять санкции местами
Марина Васильевна, не для полемики, а просто интересно: какие положения законов или сложности денежного обращения мешают УО перечислять деньги поставщикам один или несколько раз в неделю по мере их поступления от населения? Пеня в этом случае будет минимальной, буквально рубли. Я действительно не понимаю, может разъясните?
Если организация лишилась статуса гарантирующий поставщик может ли она сейчас начислить пени в соответствии с абз. 8 п.2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике» по день фактической оплаты задолженности в настоящий момент