Интеллигентное кино в «Современнике»

 

Не интеллектуальное, а именно интеллигентное кино станет предметом рассмотрения в киноклубной аудитории. А если ещё конкретней — «интеллигентская комедия», если позволительно так обозначить жанр, сложившийся в позднем советском кино. Есть ли ему продолжение в настоящее время?

По сути, с началом оттепели соцреализм стал деградировать. Формально его не отменяли, требовали показывать положительного героя; случалось, производственная тема давала такие образцы, как «Председатель», «Твой современник», «Премия», отмеченные «знаком качества». И всё-таки главным героем того времени оказался, как ни странно, интеллигент. Не будучи гегемоном, он приобрёл моральный авторитет. Любимцами публики до сих пор остаются страховой агент, актёр-любитель и грабитель Деточкин, забегавшийся к середине своего пути переводчик Бузыкин и пианист Рябинин, застрявший на вокзале «…на двоих», изображающий «Доцента» зав. детсадом Трошкин и спутавший Питер с Москвой хирург и бард Лукашин из комедий Рязанова и Данелии. Скромные, порой застенчивые, неустроенные, склонные к рефлексии, но благородные и непреклонные, они часто терпят житейское фиаско, но побеждают нравственно. Есть ли место подобным людям сегодня в жизни и на экране?

В нынешних фильмах доминируют предприниматели и чиновники, уголовники и сыщики, а если люди свободных профессий, то скорей богема, чем интеллигенция. В числе немногих исключений — сериал «Оттепель» 2013 года. Его режиссёр Валерий Тодоровский вместе со сценаристами, супругами Алёной Званцовой и Дмитрием Константиновым возвращают нам сегодняшним — тогдашних, ищущих творцов советской «новой волны» рубежа 50-60-х.

А два года спустя одна из соавторов, Алёна Званцова, поставила комедию — лирическую, романтическую, драматическую? — «Норвег», уже о наших днях. В центре её — недавний физик Кириллов (Евгений Миронов), готовый жениться на норвежке (Северия Анушаускайте) и, уехав с ней в Европу, найти достойную работу и семейную идиллию. Однако плану приёма «варяжской» гостьи мешает целый выводок восточных женщин, оставленных ему на попечение братцем (Андрей Мерзликин). Комедия «Норвег», по словам критика Валерия Кичина, «это чистое незамутнённое удовольствие, хотя и с серьёзной смысловой подкладкой». Рецензия завершается словами: «…Финальная песня из картины других эпох — «Ваше благородие, госпожа Удача…» — перебрасывает мост к «золотому веку» нашего кино, у которого, кажется, есть шанс вернуться».

Заседание «Современника» состоится 26 марта в 18-00 в ОКЦ.

 

Борис Крейн

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Последние новости

  1. В Рыбинске в дни технологического форума ограничат проез по улице Чкалова
  2. Представлен новый директор рыбинского департамента ЖКХ, транспорта и связи
  3. Алиментщика из Рыбинска приставы нашли на Новой Земле
  4. В Рыбинске врачам скорой помощи понадобилась помощь росгвардейцев
  5. Юбилей рыбинского завода отметят субботником
    Николай

    Интеллигенции в его фильмах 0, только грязь и мерзость. И интересно насчет отчислений правообладателям…делаются ли?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я соглашаюсь с Пользовательским соглашением и Политикой обработки персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: