Ханс Таммен об импровизации формой, жизни без интернета и Рыбинске

Накануне концерта с музыкантом побеседовал и перевёл его ответы колумнист «Рыбинского дневника» Леонид Продан.

Дирижёр, джазовый исполнитель и создатель музыкальных перфомансов Ханс Таммен в России бывает каждые два-три года. Он больше 30 лет знаком с известным джазовым исполнителем Вадимом Майнугиным. Благодаря этой дружбе рыбинские поклонники джаза несколько раз видели выступления немецкого артиста. Уже завтра они смогут освежить и пополнить впечатления. В 19 часов Ханс Таммен поднимется на сцену ОКЦ, где даст концерт вместе с джазовым коллективом Вадима Майнугина и певцами из хора «Соколята».

 

Ханс Таммен. Фото: Joerg Steinmetz

 

О Рыбинске

 

— Ханс, во-первых, мы очень рады видеть вас в Рыбинске! Насколько мне известно, это не первый ваш визит в наш город. Что вам известно о нашем городе и области?

— За последние 30 лет я играл в Рыбинске пять или шесть раз. Вадим Майнугин за эти годы организовал много замечательных проектов!  К сожалению, о Рыбинске и области я знаю не так уж и много, но так бывает, когда ты — гастролирующий музыкант. Гастрольное расписание такое — ты приезжаешь в город, играешь концерт и немедленно уезжаешь. В таком режиме мало что успеваешь посмотреть и изучить.

Но сейчас я стараюсь так планировать гастроли, чтобы хватало времени на работу и на то, чтобы побыть в городе. Побродить по улицам, познакомиться с людьми. Надеюсь, что на этот раз успею осмотреть город.



О себе

 

Музыкальные издания сообщают, что Ханс Таммен «любит приводить звуки в движение, а затем сидеть сложа руки, наблюдая как эти движениями себя ведут. Его музыка, основанная на трансмутации первоэлементов — текстуры, тембра и динамики — находится в состоянии перманентного развития. Одни её слои выходят на первый план в то время как другие исчезают».


— Конечно, многие наши читатели могут легко найти информацию о вас в интернете. Но было бы здорово, если бы вы рассказали нам немного о своем детстве, семье и образовании.

— Я родился в Детмольде. Это очень маленький город в Германии, но со своей музыкальной консерваторией. В детстве я часто бывал на выступлениях, которые она организовывала, и, как сейчас понимаю, большинство моих музыкальных предпочтений сложилось под влиянием тех концертов и фестивалей.


— С чего началась ваша музыкальная карьера? Кто были ваши первые учителя?

— Дед подарил мне мою первую гитару в 15 лет, но, кроме нескольких лет обучения игре на классической гитаре, я в значительной степени самоучка. В 1990-е годы я брал уроки композиции у композитора джаз-оркестра Клауса Кенига.

 

О музыке

 

Фото: Ashok Mehta


— Какие музыканты и композиторы повлияли на ваше творчество больше всего?

— Я думаю, что основное влияние на меня оказал альбом Майлза Дэвиса “Bitches Brew” (1969 год), который является взглядом Майлза на черные корни джаза. Ещё я бы выделил Стива Коулмана, Игоря Стравинского и Стива Райха за фазовую технику и метрическую неоднозначность, Чарльза Айвза за политональность, Карлхайнца Штокхаузена за организацию электронных звуков. Но мой подход к форме на самом деле исходит из доступных форм Эрла Брауна. Его вы увидите на нашем концерте в Рыбинске.

— Как музыкант, я не могу не задать следующий вопрос. Вы не просто создаете музыку, но создаете некие звуковые картины. Какие приборы и инструменты вы для этого используете?

— Я играю на гитаре и аналоговом синтезаторе Buchla. Я придумываю своё собственное программное обеспечение в Max/MSP для компьютерной электроники вот уже последние 20 лет. Но мне больше всего нравится, когда я могу работать с большими ансамблями, писать для большого числа людей и дирижировать.

— Как бы вы сформулировали цели, ради которых появляется ваша музыка?

— Я пишу, чтобы установить некое настроение, чтобы иметь возможность поместить слушателя в разные пространства. И дарить удовольствие всем — исполнителям, зрителям и себе, как композитору.

 

Магазин-салон «Тоника» в «Юбилейном» на 2 этаже

Любые музыкальные инструменты, профессиональный свет и звук, аксессуары и учебная литература.

Прокат звука и света, концертные инсталляции

 

Звоните: +7 (980) 659-57-28, пишите: lprodan@mail.ru

Реклама

 

 

О концерте, смешении форматов и интернете

 


— Расскажите, пожалуйста, о концерте, который состоится в Рыбинске. Как родилась идея этого удивительного проекта?

— Играя джаз в больших оркестрах в 1980-х, я чувствовал, что та музыка организована фиксированным и негибким способом. В 1990-х я перестал играть в биг-бэндах. Затем, в 2004 году, я проводил репетиции на фестивале в Канаде, мы как раз играли альбом “Bitches Brew”. Как только мы начали играть, я понял, что это всё снова закончится скучной и банальной сессией в стиле jazzrock. Поэтому я просто, как говорится, спрыгнул со сцены и переставил музыку с ног на голову при помощи жестов и других манипуляций.

Я импровизировал с формой! Затем я понял, что могу сделать это и с более крупными ансамблями. К счастью, в 2005 году я снова приехал в Ярославль, и мои друзья согласились опробовать мои новые идеи на фестивале «Джаз над Волгой». Я написал пару пьес и перестроил их форму прямо во время выступления. Я назвал это оркестром «Третий Глаз», так что этот проект на самом деле родился в Ярославле! Затем я основал свой собственный оркестр «Третий Глаз» в Нью-Йорке и с тех пор привез свои произведения во многие другие страны мира.

 

Во время концерта дирижирует Ханс Таммен


— Теперь будет своего рода философский вопрос. Мы живем в эпоху очередной реконструкции человеческой цивилизации, когда смешиваются различные культуры и формы искусства. Как вы думаете, это позитивная тенденция или она может привести к деструктивным конфликтам?

Очевидно, что возможно и то, и другое. Мы не можем отрицать, что в нашем мире есть люди, которые стремятся к ещё большему разрушению. Однако понимание основ других культур также помогает нам понять наши собственные. Меня очень удивляет то, как люди по-разному реагируют на все эти процессы: один человек наслаждается этими различиями, а другой реагирует просто банальной ненавистью и неприятием.

— По вашему мнению, интернет оказывает положительное или негативное влияние на развитие современной культуры и образования?

— Конечно, есть очевидные преимущества, например, скорость получения информации. Но информация, которая является ложной, путешествует с той же невероятной скоростью, поэтому я больше не уверен в преимуществах интернета.

На самом деле, моя жизнь была куда менее напряженной в те времена, когда интернета ещё не существовало.

 

Блиц в финале


Вы живете в Нью-Йорке. Чем вас привлекает этот город?

— В 1998 году я встретил в нём любимую женщину и остался. Вот и всё.

 

— Что Вы думаете о российской публике?

— Мне здесь очень нравится, и я считаю своих друзей в Ярославле и Москве одними из самых близких!

 

— Вам нравится работать с русскими музыкантами? 

— Я работаю с ними уже 30 лет, что тут скажешь?


— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям и всем жителям нашего города?

— Я не первый дирижёр, который импровизирует с формой. Но всё же в мире не так много людей, которые работают в этом направлении. Если вам интересно, как всё это работает в сочетании с джазовым ансамблем и хором из 20 человек, вы обязательно должны прийти на концерт!

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





  • 22.05.2019
  • 18:42
Метки:

Последние новости

  1. Дмитрий Рудаков рассказал о планах по строительству ливневой канализации
  2. Ростех Дёминский марафон сохранил статус самого массового лыжного марафона России
  3. Рыбинец обокрал слепого старика
  4. Мост через Волгу в Рыбинске закроют на пять ночей
  5. Жительница Рыбинска хотела снять порчу и потратила на услугу более миллиона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: