Новый орган создали, чтобы снять напряжение вокруг оформления фасадов и вывесок старого центра. И не только. «Рыбинский дневник» собрал главное о Художественном совете: полномочия, круг вопросов, состав участников и впечатления о первом заседании.
Постановление об организации Художественного совета глава Рыбинска Денис Добряков подписал 22 апреля 2021 года, оно опубликовано в разделе департамента архитектуры на сайте городской администрации. Совет создали, опираясь на опыт комиссии по согласованию вывесок, которая на протяжении нескольких лет работала при Департаменте архитектуры. Худсовет — это совещательный орган, в границы его компетенции входит профессиональная оценка архитектурно-художественных проектов, которые предприниматели и граждане хотят реализовать в Рыбинске, регулирование сферы наружной рекламы с учётом современных технологий и направлений в архитектуре и некоторые другие вопросы.
Члены Совета рассматривают предложения граждан и организаций по декоративно-художественному оформлению и благоустройству города, дают оценку дизайнерским проектам, предлагают правки и собственные решения, касающиеся логотипов, эмблем, шрифтов, используемых в наружной рекламе. В компетенцию Худсовета также входят вопросы освещения, ландшафтного и праздничного оформления, рассмотрение проектов благоустройства, объектов монументального искусства и городского дизайна и т. д. В отличие от Градостроительного совета, который оценивает соответствие архитектурных проектов градостроительным правилам, Худсовет интересуют декоративные «мелочи»: вывески и наружная реклама, элементы фасадов, видимые прохожим части инженерных сетей, форма цветочниц и т. д.
Обращать внимание на такие вещи призвал собравшихся глава Рыбинска Денис Добряков, он же — председатель Художественного совета.
— Очень здорово, что такой совет собрался. Облик города меняется. Мы начинаем замечать то, что раньше казалось нормальным. В зону внимания начинают попадать водосточные трубы, козырьки, капители. От вас хотел бы замечаний, которые можно внести в Правила благоустройства. Обратите внимание, что мы делаем не только вывески, а формируем лицо города.
Состав Худсовета утвердили тем же постановлением, что и регламент его работы. Среди участников руководители департамента архитектуры Виктория Нелидова и Лариса Шакирова, художники Сергей Гусарин и Иван Шутов, преподаватели Детской художественной школы Инга Рачкова и Евгения Сафронова, архитектор Дмитрий Савинов, краевед Анатолий Чуль, директор ТИЦ Алексей Алексашин, заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова.
— В комиссии, которая занимается согласованием вывесок, был очень малый процент людей, которых можно признать экспертами. Это создавало неудобства, было сложно объяснить дизайнерам согласие или несогласие с их решениями. Мы убедились, что необходимо мнение более широкого круга людей, которые в теме. Городская среда требует очень большого внимания к себе, цель совета — навести в городе порядок,
— пояснил Анатолий Чуль.
Комиссию по согласованию вывесок неоднократно упрекали в директивных решениях. Заседание Худсовета показало, что решение принимается коллегиально.
На первом собрании рассмотрели порядка десяти дизайн-проектов вывесок. Ни один из них не остался без замечаний — обсуждали не только цветовые решения и шрифты, но расположение вывески на фасаде, её габаритные размеры и соразмерность входной группе, окнам, козырьку над входом. Авторы проектов и участники Совета обсуждали расстояния между буквами, засечки, тоны подложек, контрастность выбранных цветовых решений, композиционные находки и неудачи. Было очевидно: люди разговаривают на одном языке и вполне понимают друг друга.
— Когда я бываю в соседних городах, мой глаз буквально рвётся, я замечаю, какой хаос творится в наружной рекламе. Сравниваю с тем, как у нас упорядочены эти вопросы, и как это на пользу городу,
— говорит заместитель директора Рыбинского музея-заповедника Оксана Гожалимова.
Историк отвечает в Худсовете за старинную орфографию и адаптирует современные маркетинговые термины к историческому контексту. Так, на прошедшем заседании она обратила внимание на несоответствие эскиза вывески тайского SPA-салона азиатским традициям. Мнение эксперта поддержал художник Сергей Гусарин и пообещал помочь автору проекта методическими материалами. Совет по цветовому решению от Анатолия Чуля получила автор эскиза вывески турагентсва, которое располагается на Крестовой. К следующему заседанию дизайнеры учтут и исправят замечания.
— Наши люди так устроены, что вглубь не заглядывают. Есть распоряжение — они его выполняют, не разбираясь, откуда появилось то или иное требование, не обращают внимание на детали и мелочи. А всё прекрасное состоит именно из деталей. Именно на них необходимо обращать внимание. Это и происходит на Худсовете, в обсуждении рождаются новые идеи, это интересная и полезная для города работа,
— поделился впечатлениями от участия в заседании художник-монументалист
Иван Шутов.
Как показало прошедшее заседание, получить одобрение Совета не просто, ведь показывать эскиз экспертам приходится по нескольку раз. С одной стороны, это, конечно, раздражающий фактор, но с другой — гарантия того, что городские вывески могут претендовать на знак качества. Именно долгий и трудный путь от дизайнеркого планшета до места установки делает «наружку» не ширпотребом, а экспонатами Музея старинной вывески.
Текст: Надежда Лазарева
Цитата про худсовет и принцип художественного ремесла
Поликлету государственная комиссия заказала статую и все время давала советы, что и как должно быть в ней изображено. Поликлет соглашался, но стал делать одновременно две статуи: одну он никому не показывал и делал по своему усмотрению, другую держал на виду и покорно вносил в нее все требуемые поправки. Когда настал срок сдачи, он представил комиссии обе статуи на выбор. Комиссия сказала: «Первая статуя прекрасна, а вторая ужасна!» – «Так знайте же, – ответил Поликлет, – первую сделал я, а вторую сделали вы». Поликлету не приходилось быть под таким опасным обвинением, но и ему, не стесняясь, мешали работать. Однажды государственная комиссия заказала ему статую и все время давала советы, что и как должно быть в ней изображено. Поликлет стал делать одновременно две статуи: одну он никому не показывал и делал по своему усмотрению, другую держал на виду и покорно вносил в нее все требуемые поправки. Когда настал срок, он представил комиссии обе статуи на выбор. Комиссия сказала: «Первая статуя прекрасна, а вторая ужасна!» – «Так знайте же, – ответил Поликлет, – первую сделал я, а вторую сделали вы».
С худсоветом так же. Нельзя по советам сделать изящное оформление в принципе. Это должно делать бюро, под началом профессионала. Митя раньше брал на себе ответственность. Кто сейчас?
Кто сейчас ? Наивный вопрос. Под началом профессионала т.е. Дениса Добрякова, он же председатель созданного худсовета,он же главный художник Рыбинска. Чего чего а картинки Добряков рисовать умеет,правдо не всем ясен смысл этих картинок.
И не говорите. Митины «Шторы» на Стоялой — образец вкуса и изящества. (На самом деле нет).
Ещё Ларису Ушакову нужно в этот совет — она везде сейчас и не знает куда ещё девать остатки энергии.