Руководители рыбинского департамента образования встретились с родительским активом объединяемых школ и детских садов.
На этой неделе в департаменте образования обсудили перспективы двух образовательных комплексов, которые заработают в Рыбинске с нового года.
В Образовательный комплекс «Импульс» объединят школы № 28, 27, 29, гимназию № 18 и детские сады № 106, 49, 30, 99. В образовательный комплекс «Флагман» — школы № 10, 3, 21, 43 и детские сады № 26, 69, 71, 74, 5, 38. Новость обсуждается в родительском и педагогическом сообществах. Общественность настроена негативно. Руководители департамента образования организовали встречу с родительским активом, на которой постарались ответить на вопросы родителей школьников и дошкольников. Встреча проходила в присутствии директоров школ и заведующих детскими садами. Корреспондент «Рыбинского дневника» присутствовал на встрече «Импульса».
Как выбирали школы и детсады для объединения
Как пояснила заместитель директора департамента образования Светлана Смирнова, территории Северного микрорайона и Веретья выбрали для запуска реформирования не сразу. Изначально комплекс хотели создавать в Копаеве, но анализ показал, что район не показательный в масштабах города. На примере Северного и Веретья можно будет делать более корректные выводы об эффективности оптимизационных мероприятий. В состав комплексов попадают разные по характеристикам и динамике учреждения образования: в Северном это наполненные школы и недоукомплектованные детские сады. В Веретье — укомплектованные детские сады и школы с разной наполняемостью, в том числе две, где численность учащихся явно сокращается.
В чём причина реформирования
Необходимость объединения вызвана, в том числе, ситуацией с рождаемостью. Родители детсадовцев и младших школьников сами родились во второй половине 1990-х. Тогда был демографический спад, последствия которого оборачиваются сейчас второй волной спада рождаемости. Поскольку воспоминания о тех временах свежи, система образования пытается предупредить возможные риски. Многие в Рыбинске помнят, как детские сады стояли законсервированными, ветшали, были проданы частникам, а потом площадей не хватало. Сейчас образование финансируют по подушевому принципу. Если детей мало, содержать здания не на что. Создание образовательных комплексов — это жизнь «вскладчину». У комплекса будет единый расчётный счёт. Объединение усилий позволит более рационально распределять средства, силы, хозяйственные ресурсы и развиваться даже в сложном периоде.
Структура управления
Управление в образовательном комплексе будет трёхуровневым. Директору комплекса будут подчиняться три заместителя, которые станут курировать все входящие в комплекс детсады и школы. Эти специалисты будут вести административно-хозяйственную работу, воспитательную работу и образовательную деятельность. Третий уровень управления — это уже руководители непосредственно школ и детских садов, которые будут организовывать образовательный процесс на местах.
Как отметила Светлана Смирнова, основные трудности в департаменте прогнозируют именно для директоров школ, поскольку из штатного расписания уйдут заместители директора. Если в детских садах у заведующих нет заместителей, то в школе нагрузку несли несколько специалистов. После оптимизации директорам школ придётся перестраивать свою деятельность.
Что даст объединение
Что касается детей и родителей, то они на себе не должны почувствовать изменений. Самое большое количество вопросов решается с воспитателем и учителем, а они остаются теми же. Вероятно, какие-то вопросы возникать всё равно будут, но их всегда будет можно решить с тем же директором или заведующей. В гимназии № 18 музыкальный уклон останется, пока на него есть спрос у родителей. Эту оговорку Светлана Смирнова сделала несколько раз — пока спрос существует, наработанные в школах форматы будут сохранены, несмотря даже на то, что дополнительное образование детей не заложено в государственных нормативах, а финансируется из городского бюджета.
Из плюсов работы в формате комплекса в департаменте называют некоторую свободу при зачислении в первый класс и дополнительные возможности при подготовке детсадовцев к школе. Зная требования школ, специалисты будут готовить детей, соблюдая все тонкости. По мнению педагогов, это облегчит привыкание к школе. По поводу зачисления в первые классы по территориальному принципу и как это будет происходить в рамках комплекса, чёткого механизма пока не найдено, но вопросы в Минобразования Ярославской области направлены.
Проще будет и в среднем звене, когда у разных школ есть разный опыт, ресурсы, возможности. Например, в школах «Импульса» не везде есть хоккейные корты, а в составе комплекса будет возможность организовать дополнительные занятия для хоккеистов из всех четырёх школ объединения. Это только один пример, касающийся внеурочной деятельности. Но аналогичные возможности есть и в учёбе.
Например, одна школа, где набирается один десятый класс, не может обеспечить всем ребятам выбор нужного им профиля. Дети вынуждены переводиться в другие школы, часто в других районах города. В составе комплекса можно создать профильные классы и обеспечить ребятам и учителям более комфортное расписание.
То же касается детей с особенностями развития и здоровья. В составе комплекса проще создать условия для качественных занятий с такими детьми, учесть их интересы и способности.
А вот вопросы, касающиеся работы учителей и технических специалистов, будут решать работники и руководители внутри своих коллективов, без участия школьников и родителей. Как отметили руководители школ, договориться с учителем — это искусство, причём обоюдное.
Как отметила Светлана Смирнова, рыбинское образование не один раз проходило различные преобразования. Из недавних — объединение и переезды школ в Волжском 2010-2012 годов. Чтобы коллектив заработал как один организм, требуется не один месяц, но при всеобщем желании все проблемы решаются. Департамент в этом заинтересован. Адаптационный период в любом случае будет, но приоритеты учителей остаются прежними — дать лучшее образование каждому ребёнку.