Одиночка в маске восемь раз укладывал покупателей на пол — трудно представить, что это происходило в Рыбинске

Вклад в поддержание порядка и раскрытие преступлений, если уж они произошли, вносят многие службы и подразделения полиции. И всё же новость о том, что преступление раскрыто, совершенно особая. Она приносит не только радость и удовлетворение, но даёт повод сотрудникам гордиться собой, чувствовать своё превосходство над преступником.

«Особой радостью у меня отзывается новость, когда об установлении злоумышленника, совершившего преступление, первыми сообщают эксперты-криминалисты», — говорит отдавший экспертной службе более 40 лет жизни полковник полиции Павел Захаров.

Сегодня, в День сотрудника внутренних дел, мы попросили его поделиться тем, что чувствует и переживает непосредственный очевидец и участник раскрытия преступления. Рассказ Павла Константиновича — о событиях, которые произошли в Рыбинске и Рыбинском районе относительно недавно — с октября 2008 по февраль 2009 года.

 

Павел Константинович Захаров, экс-начальник регионального экспертно-криминалистического центра, полковник



Разбой

— Это слово даже звучит очень страшно. Оно напоминает о потере контроля над происходящим, от него веет разрухой, варварством. Поэтому сознание отказывается верить, что та история с огнестрельным оружием, кулацким «обрезом», направленным на продавцов и посетителей магазина, могла произойти в наше цивилизованное время. Тем не менее, серия преступлений, о которой пойдёт рассказ, происходила именно при таких обстоятельствах — с испуганными криками и истериками потерпевших,

— начинает свой рассказ Павел Константинович.

Преступник с обрезом наводил ужас на жителей посёлка Судоверфь, где совершил пять нападений на объекты торговли и почтовое отделение. В других случаях его действия на себе ощутили работники магазина в посёлке Искра Октября и магазинов в центральном и западных районах города. Одиночка в чёрной маске восемь раз укладывал покупателей на пол, опустошал кассы, а жертвы нападения сами снимали и отдавали ему в руки своё золото.

Такой повторной эпизодичности разбоев не знала  криминальная история современного Рыбинска:

— Кто бы только видел глаза и возмущение начальника УВД и начальника криминальной милиции нашего УВД, когда случился первый факт разбойного нападения на магазин! В первый раз нам хотелось верить, что появился доморощенный местный насильник, которому не хватило на «дозу», или он вспомнил старое «с пьяни». 

Второй факт нападения на магазин в посёлке Судоверфь тронул за живое самолюбие многих сотрудников. Преступник менял одежду и обувь, но его повадки остались прежними. Он появлялся в магазине перед закрытием, запирал за собой дверь, с помощью обреза и криками укладывал посетителей на пол. Кнопка тревожной сигнализации не срабатывала…

 

Полгода розыска

 

Сотрудники милиции делали всё возможное. Казалось, в посёлке и близлежащих районах города проверили не только всех подучётников, но даже тех, кто напоминал внешним видом этот контингент.

Шло время, но розыск не давал результатов. Стыда от того, что мы не можем раскрыть преступление, не убавлялось. Неделя, две, три… Пока не было нападений, у многих складывалось ложное впечатление, что в районе орудовал гастролёр, не «наш», что всё закончилось.

Через двадцать дней разбойное нападение повторилось. Преступник выждал, пока пройдёт время напряженного поиска. Он как будто знал, что засады сняты, пути отхода свободны, заградительных постов на маршрутах нет. 

— Поверьте, это было стыдно. Такого щелчка по носу профессионалы не ожидали. Были включены все оперативные ресурсы криминальной милиции, и казалось, муха по городу не пролетит незамеченной, а преступник  продолжал ритмично совершать нападения, меняя одежду, обувь, голос. Шёл шестой месяц розыска, на счету преступника к этому времени накопилось семь разбойных эпизодов.

Эксперту-криминалисту на месте преступления отводится особая роль. Он раньше других прикасается ко всем объектам места происшествия, его с нетерпением ждёт группа немедленного реагирования, или сотрудники, первыми прибывшие на вызов. Он, чаще всего на коленях, как сапёр, под пристальным вниманием следователя и понятых, приближается к эпицентру события. И он знает: одно неосторожное движение может привести к потере следа, и раскрытие может надолго отодвинуться.

 

Сотни следов

 

Чтобы понять, какие из следов принадлежат преступнику, необходимо отбросить сотни следов, не связанных с преступлением

Объём проводимой на месте работы зависит от условий совершения и тяжести преступления. Для качественного осмотра квартирной кражи эксперт затрачивает около восьми нормо-часов, поэтому зачастую на эти преступления посылают двух сотрудников экспертно-криминалистического центра. По факту убийства в помещении специалисты экспертно-криминалистической службы работают группой по четыре-пять сотрудников  несколько дней.

— Работа по осмотру разбоев также титаническая. Можете себе представить торговый зал продуктового ночного магазина, пол которого покрыт слоем растаявшего снега и грязи? Преступник был достаточно ограничен в действиях и мало наследил. На повторном   нападении на магазин в посёлке Судоверфь, на натоптанном за день полу были обнаружены тысячи фрагментов наложенных друг на друга следов обуви. Разобраться, какие из них принадлежат преступнику, было очень сложно. Для этого было необходимо отбросить сотни следов, не связанных с преступлением, сопоставить между собой и на длине шага, определить тот след, который нужен и обладает розыскной идентификационной информацией.

Это часы рутинной работы по анализу, изучению, сравнению и обобщению обнаруженного. А вот следы у прилавка могли оставить ограниченное количество людей: продавцы, хозяева, зашедшие к ним знакомые, грузчики, и т.д. Их всех со своей обувью предстояло вызвать к месту происшествия. Технику-криминалисту Алексею Курицыну в течении двух часов неустанного изучения и сравнения следов, используя показания продавцов о движении преступника, удалось вычленить постоянно повторяющийся смазанный элемент рисунка подошвы. Измерения подтвердили, что это были следы бегущего человека. С высокой вероятностью, они принадлежали преступнику. Это была наша общая криминалистическая радость.

— Через несколько лет, работая уже в должности начальника экспертно-криминалистического центра области, я с благодарностью вспоминал этого техника, своих экспертов. Их так не доставало на местах происшествий в Ярославле, чтобы с такой же неутомимостью, настойчивостью и успехом искать и находить следы! 

Фрагменты установленного рисунка обуви совпадали с рисунком следа, изъятого по факту разбоя в магазине на улице Братьев Орловых.  Да, преступник потерял бдительность, стал самоуверен и его след уже повторялся на нескольких ранее совершенных нападениях.

Микроволокна, следы перчаток на прилавке, ненадежные обрывки следов рук, образ фигуры, одежды и голос  в памяти свидетелей и потерпевших, — это, пожалуй, и всё, что изъяли из того, что реально мог оставить преступник.

Собака нам не помогла. Она, каждый раз обежав круг, садилась рядом с кинологом и дальше 30 метров идти не хотела, не было точки захвата запаха. Найти место, где преступник стоял и наблюдал за входом в магазин, помог тщательный осмотр участков прилегающей местности.  Далее с помощью контрастного скользящего света удалось проследить его движение по дороге, где следы терялись и были уничтожены транспортом.

Это был его предпоследний вооруженный налёт! Последним фактом в этой серии разбоев стало нападение на почтовое отделение в посёлке Судоверфь 5 февраля 2009 года. Завершению преступной деятельности помогли следы, они  выявились обработкой пола ферритными магнитными порошками и оказались знакомыми.

 

По следам преступника

 

Результатом розыска стала логическая цепочка: след обуви — след протектора автомашины — свидетели —общие приметы автомашины

Восстановленный по фрагментам полный след известен не только нам экспертам, но и многим сотрудникам милиции второго территориального отделения милиции. Тёмное время суток способствовало обнаружению практически невидимых следов на тротуарных дорожках, а при скользящем контрастном свете следы малого рельефа от сотен микрон до нескольких миллиметров глубиной виделись местами заметно.

Группой, состоящей из эксперта, кинолога и двух оперативников, мы шли по путям отхода преступника. Следы вели мимо жилых домов, вывели на окраину посёлка и оборвались у въездных ворот школы. И опять удача: среди протекторов шин автомобилей, подъезжающих за день, опять были следы протектора знакомого  рисунка.

Аналогичные следы были обнаружены ранее старшим экспертом Сергеем  Бабошиным при нападении на магазин в посёлке Бумажной фабрики. Прошлые следы вызывали сомнение в отношении к событию, но когда произошло совпадение на месте обнаружения в посёлке Судоверфь, то стало ясным, что преступник передвигается на автомашине и протекторы её нам известны!

— Мы с экспертом продолжили осмотр почтового отделения, начальник отделения Дмитрий Шувалов и оперуполномоченный Валерий  Андрейко и другие, опросив многих жителей посёлка, добыли важную информацию от свидетелей. А именно, установили модель и цвет автомашины, что стояла у ворот школы вечером. Это была Audi тёмного цвета.

Логическая цепочка получила продолжение: след обуви—след протектора автомашины—свидетели—общие приметы автомашины. Не было бы информации о следах обуви и неизвестно, сколько бы ещё пришлось нам и новым потерпевшим пережить, чтобы содеянное стало явью.

Далее дело было за методикой организации поиска. Решительность, смелость и масштабность поиска автомашины оценили многие сотрудники: начальник криминальной милиции Михаил Соловьёв поднял весь гарнизон милиции «по тревоге». Искали тёмную иномарку и её водителя. Это было крайне решительно и своевременно, и важно для поиска по «горячим» следам.

Гарнизон получил распечатки адресов владельцев всех зарегистрированных в городе Audi. Забурлила ночь, закипела работа, и она для группы сотрудников отдела уголовного розыска,  проверяющих судимых владельцев немецких автомобилей, оказалась удачной.

И опять следы обуви и протектора шин сработали. Во дворе частного дома были обнаружены следы «палёной» обуви и протектора отсутствующей автомашины. Ну, вот и всё. Цепочка следов замкнулась.

Далее было дело оперативной техники сотрудников отдела уголовного розыска, опросы, проверки информации, запросы в другие территориальные органы. Преступник был задержан в Угличе, куда он поехал, чтобы передать награбленные денежные средства брату, отбывающему наказание в колонии.

—  Приказ министра МВД требует определить службу, которая раскрыла преступление и отметить её в отчёте. А как определить, кто раскрыл преступление, если на это работали все? Как оценить роль эксперно-криминалистической службы, оперативников, постовых, если вклад в раскрытие преступления вносят многие службы органа внутренних дел? По каким признакам определить, кто лучше сработал на раскрытие преступлений, если цепь расследования состоит из звеньев, которые по отдельности просто не смогут существовать?

Это плод совместных усилий многих служб и разделить их на победителей и просто участвующих бывает очень сложно. А порой — просто невозможно.



 

Павел Захаров:

День сотрудника органов внутренних дел — это наш торжественный и ответственный праздник!
Он объединяет тех, кто служил и кто служит в гарнизоне Рыбинской милиции и полиции.
Вокруг этой торжественной даты строится наша жизнь, мысли, идеи, мечты и их претворение. 

В этот день я желаю всем сотрудникам высокого курса праздничного настроения, большого золотого запаса сил, здоровья, энергии, творчества и высоких стремлений к совершенству профессии, крепкого фонда успехов и удачи в раскрытии преступлений, стабильного роста авторитета, чтоб трудности и сложности будней виделись только через улыбку, мир отражался в вас вдохновением, творчеством, приятными чувствами, физическим и душевным комфортом и, конечно, морем любви!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Последние новости

  1. В Рыбинске нашли и наказали водителя, скрывшегося после наезда на несовершеннолетнего
  2. Губернатор Ярославской области отчитался о работе за год
  3. За сутки жертвами мошенников стали трое рыбинцев
  4. Пост заместителя главы Рыбинска покинула Лариса Сорокина
  5. В Рыбинске разыскивают родственников фронтовика из Назаровского поселения
    Павел

    Молодцы «Рыбинский дневник» ! Спасибо Лазаревой Надежде, которая побеспокоила меня, расспросами и жизнь города, благодаря знакомству с «Рыбинским дневником» , раскрылась большим и ярким содержанием. На каждой странице нахожу, что люди нашего города от малого до пожилого, становятся знаменитыми, известными, первыми…Не зря, приезжающие нередко к нам в город лидеры из центра страны, отмечают сильную энергетическую ауру города, способного рождать новое, передовое, лучшее…
    Вот и в укрытой таинством экспертно-криминалистической деятельности, в далекие 80-е годы, родился и трудился в Рыбинске лучший в стране коллектив. Об этом утверждаю ответственно.
    До новых встреч. П.Захаров.

    Ответить

    Татьяна

    Классная статья. Очень интересно читать про то, о чём большинство не знает — о работе по раскрытию преступления. Спасибо, журналисты.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: