«Тёще дали приглашение на презентацию шерстяных изделий, пообещали приз. А на самой встрече предлагали купить вещи в рассрочку за бешеные деньги. Она даже не понимает, что это стандартный развод для пенсионеров», — рассказывает читатель «Рыбинского дневника».
Схема действий коммерсантов стандартная. К потенциальным покупателям — женщинам старше 40 лет — подходят либо на остановках общественного транспорта, либо в торговых комплексах.
Так, в одном из рыбинских магазинов перед Новым годом две девушки раздавали приглашения на презентацию чудо-товаров, обещая хорошую скидку в день встречи. Будущим клиентам дарили магнитики, спрашивали номера телефонов для участия в розыгрыше призов. Позже звонили и объявляли победителями. «Везунчиков» просили захватить с собой паспорт.
— Я ходила на это мероприятие за компанию с мамой. В офисе установлены видеокамеры. Организаторы читают часовую лекцию, демонстрируя фото овец и сделанные из шерсти тапочки, пледы, подушки, дублёнки, чехлы на автомобильные кресла. Комплект постельного белья у них стоит больше 90 тысяч рублей. Детские пинетки — 1090, хотя я купила подобные в обычном магазине за 300 рублей. Посетителей настойчиво уговаривают приобрести вещи в рассрочку,
— рассказывает жительница Рыбинска Анастасия Тарелко.
С подобных мероприятий особо доверчивые уходят с расхваленной подушкой и кредитом, как минимум, в 40 тысяч. Привлечь коммерсантов к ответственности по закону, скорее всего, нельзя. Несмотря на то, что их цены в несколько раз превышают среднюю стоимость на подобные товары, люди добровольно расстаются со своими деньги, поддаваясь психологическому внушению и маркетинговым уловкам.
Взывать к совести продавцов не получится. Это бизнес. Остаётся только предостеречь пожилых родственников и знакомых, чтобы они обдуманно принимали решения.
— Пожилые люди поддаются внушению, потому что у них дефицит внимания. Торговые агенты расспрашивают их про здоровье, семью. Посочувствуют, если надо, даже сериал обсудят. Им предлагают купить вещи для детей, внуков, а старшее поколение хочет быть полезным. Поэтому чаще общайтесь с родственниками, активно вовлекайте их в жизнь семьи,
— советует психолог Оксана Поткина.
Самое простое, что может уберечь потенциальных покупателей от скоропалительного кредита, — отсутствие паспорта. Это позволит им взять паузу, сравнить цены на аналогичную продукцию и посоветоваться с близкими людьми.
Олеся Сагитова