Снести нельзя восстановить. Как французы справляются с последствиями пожара в Нотр-Дам и чему это может нас научить

В середине апреля в столице Франции горел Собор Парижской Богоматери. Пожарные боролись со стихией 13 часов, но, несмотря на их усилия, здание получило серьёзные повреждения, а у французских властей добавилось проблем.

Пожары, наводнения и прочие форс-мажоры вроде внепланового выделения сотен миллионов рублей случаются и в Рыбинске. Именно поэтому мы решили поинтересоваться, как французы переживают ситуацию «снести нельзя восстановить». Этим мы поддержим тренд, который своей недавней поездкой в Китай задали чиновники рыбинской администрации.

Они изучали китайское городское хозяйство, совместив обмен опытом с посещением фольклорного фестиваля, мы выбрали менее затратный путь. Благо, что недостатка в новостях из Франции нет. Получить более живую картину о происходящем нам помог француз Доминик Тозолини, находящийся в Рыбинске по делам службы.

 

Инженер Доминик Тозолини и переводчик Антон Лекурё.

Восстановим краше прежнего

 

— Доминик, что вы почувствовали, когда узнали, что в Париже горит Нотр-Дам?

— Как и у всех, первой реакцией был шок. Сотни людей в день пожара стояли на берегах Сены и плакали. Они не могли сдержать слёз, потому что Нотр-Дам — это часть нашего наследия. Когда с рождения живёшь в Париже или его пригороде, то привыкаешь к пейзажу, в котором у Нотр-Дам есть своё место. И поэтому вид резко и значительно разрушившегося здания вызвал потрясение.

 

 

Фото: «Российская газета»

Пожар в католическом храме произошёл 15 апреля. Деревянный шпиль, установленный в 19 веке, горел как факел, а потом рухнул вниз, проломив несущие балки. Огонь разрушил значительную часть крыши, повредил отделку исторических интерьеров.

О том, что 850-летний собор будут восстанавливать, президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, ещё не представляя размера ущерба.

 

Фото: РБК

«Мы будем действовать, и у нас всё получится. Мы восстановим Нотр-Дам и сделаем этот собор ещё красивее», — цитировали Макрона СМИ. Президент Франции приводил в пример историю, когда французы строили города, порты и церкви, некоторые из которых потом горели, были разрушены в ходе войн и революций, однако каждый раз их восстанавливали.

 

Что почитать по теме: В Рыбинске из руин восстановили дом Шемякиной

 

— Доминик, как инженер вы наверняка оценивали перспективы восстановления собора. Как по-вашему — реально реконструировать Нотр-Дам в первозданном виде?

— Без данных экспертизы утверждать что-либо определённое нельзя. Сохранность несущих конструкций, целостность стен, на которые придётся устанавливать массивную кровлю, нужно подтверждать изысканиями. Возможно, стены придётся усиливать. Пока я только надеюсь, что здание удастся восстановить. Как говорят пожарные, мы ушли от худших последствий, но работы будет много.

 

Для Нотр-Дам-де-Пари реконструкция будет не первой. За свою долгую историю собор не раз перестраивали, а в 19 веке вообще собирались сносить. Спас здание от разрушения роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году. Описанная в романе драма заставила власти пересмотреть отношение к зданию, а имя главного героя горбуна Квазимодо до сегодняшних дней прочно ассоциируется с Нотр-Дам-де-Пари. 

 

Рисунок Кристины Кореа Фрейле. «Мир обнимает Нотр-Дам прямо сейчас», — прокомментировала художница из Эквадора изображение Квазимодо, плачущего над сгоревшим собором.

В 19 веке строительные леса около фасада простояли 23 года. Историческая реконструкция, если соблюдать старинные технологии, не может быть быстрой.

Поскольку масштабную реконструкцию никто не планировал, денег на неё не предусмотрено. Поэтому президент Франции Эмманюэль Макрон объявил о начале кампании по сбору средств. Французы активно откликнулись на просьбу о помощи. В список жертвователей вошли крупные бизнесмены и известные бренды, простые люди и сочувствующие им иностранцы. Уже через несколько дней сумма благотворительных сборов превысила миллиард евро.

 

— Доминик, насколько участие в благотворительности типично для французов?

— Движение солидарности во Франции есть всегда, а когда случаются события такого масштаба, особенно. Сейчас большую роль играет то, что происшествие случилось во Франции, а не в другой части планеты. Это дополнительно всех сплачивает. Другое дело, что люди начали переводить деньги, когда ещё не была определена организация, способная их принимать и распоряжаться на законных основаниях. Кроме того, что люди могут стать жертвами мошенников, их деньги могут просто неправильно израсходовать.

 

— Вы имеете в виду воровство?

— Не-е-ет. Конечно, скандалы с разворовыванием денег случаются и у нас, но чаще они связаны с мошенниками, которые прикрываются именем благотворительной организации, чем с самими фондами. Скорее, есть риск нерационального использования денег, без цели обогащения. Это может быть переплата за срочность или выполнение неоптимальных работ.

Например, историческая реконструкция подразумевает использование дубов возрастом от 200 лет и диаметром в 2-2,5 метра. Насколько я слышал, эксперты не уверены, что во всей Франции найдётся необходимое количество таких деревьев. Возможно, их придётся закупать за границей, а это не может стоить дёшево. Поэтому собранные средства нельзя начинать тратить, пока всё не организовано правильно.

 

Фото: «Интерфакс»

Не тот случай, чтобы спешить

 

— Когда подобные события случаются в России, всегда находятся те, кто готов обвинять в произошедшем политиков. А как с этим обстоят дела в вашей стране —  французы склонны искать виноватых?

— Назначать виновных, чтобы они просто были, во Франции не принято. Если прямой связи между политиком и неприятным событием нет, требовать отказа от руководства страной ни рядовые  французы, ни оппозиция, не будут. Но полемика, в которой кто-то будет использовать ситуацию, чтобы продвинуть свои интересы, ожидаема. В этом нет ничего удивительного. Левые депутаты критикуют Макрона за нереалистичные обещания. Профсоюзы обвиняют крупных жертвователей в том, что они готовы вкладывать средства в восстановление собора, но не хотят повысить зарплату своим рабочим. И это в какой-то степени нормально.

 

Главное, в чём обвиняют французского президента — это нереалистичные сроки, которые он назвал без оглядки на мнение экспертов. Как говорят, по политическим причинам.

По словам Макрона, собор распахнёт свои двери в 2024 году. Специалисты утверждают, что не пять, а 15-20 лет — вот реальный и безопасный срок для тех объёмов работ, которые предстоит выполнить на объекте. Но такого количества времени у французских строителей нет. Через пять лет Франция станет хозяйкой Олимпиады, это обстоятельство превращает восстановление собора в вызов.

Однако принять его готовы далеко не все. Критики указывают на нехватку материалов, недостаток технологий и отсутствие необходимого количества реставраторов. Свои ограничения на застройку в центре города вводят градостроительные и природоохранные запреты.

Специалисты активно предостерегают президента от принятия поспешных решений. По мнению экспертов, сначала нужно определить наилучший способ ведения работ, а уже потом устанавливать сроки для качественной реставрации собора. Свои подписи под обращением к Макрону поставили более 1100 специалистов.

 

Что почитать по теме: В Рыбинске общество охраны памятников против сноса лестниц на Cтрелке

 

Когда очень надо

 

Между тем, пока французские чиновники от названных сроков отказываться не собираются. Менее чем через месяц после пожара в Национальном собрании Франции обсудили законопроект, позволяющий обойти ряд градостроительных правил и запреты, касающиеся охраны окружающей среды.

 

Фото: Euronews

Инициаторы законодательного акта предусмотрели налоговые льготы для благотворителей.

Кроме того, задним числом новый закон ввёл общенациональный сбор средств. Особое положение освободило организаторов реставрации от обязательных тендеров при закупке товаров и услуг. Для руководства и координации работ по проекту создадут специальную государственную структуру.

Обсуждение закона длилось 13 часов. Создателей нормативного акта критиковала оппозиция и общественность, досталось и богатым жертвователям. Опасения, что работы на историческом объекте проведут наспех, в угоду политикам, развеять не удалось.

Между тем, формальные и денежные ограничения — не единственные преграды, которые предстоит преодолеть французским властям, выполняя взятые на себя обязательства.

 

Фото: Журнал «Камертон». Таким видят отреставрированный собор архитекторы.

В обществе нет единого мнения и о том, каким должен стать Нотр-Дам после реставрации. Архитекторы уже превратили конкурс проектов в парад фантазий. Среди предложенных вариантов шпили из стекла, высотные скверы и парки, модерн вместо готики и даже световая инсталляция как альтернатива деревянным конструкциям. По этому разнообразию мнений уже сейчас можно предположить, что решение конкурсной комиссии будут если не осуждать, то обсуждать точно.

 

Что почитать по теме: В Рыбинске утвердили новые требования к оформлению наружной рекламы в старом центре

 

Ещё одним фактором, который будет влиять на успех проекта, эксперты называют кадровый голод. По словам эйчаров, для восстановления Нотр-Дама не хватает нескольких сотен плотников и каменщиков, и взяться им в современной Франции неоткуда. Профессии эти из разряда непрестижных и даже эмоции от недавно пережитого ЧП не сделают их популярными. 

 

Не стоит думать, что перечисленные проблемы составляют исчерпывающий список. Уже сейчас можно предположить, что без сюрпризов не обойдётся и строительный этап восстановления.

Но здесь мы оставим мужественных французов решать эти трудности самостоятельно — нам и своих проблем хватает.

 

Что почитать по теме: В Рыбинске решают судьбу сгоревшего здания по адресу: Чкалова, 1

 

 

Текст: Надежда Лазарева

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





  • 14.05.2019
  • 14:46

Последние новости

  1. Каток на площади Дерунова откроют с участием Деда Мороза
  2. В Рыбинске часть невыполненных дорожных работ перенесут на 2024 год
  3. Администрация Рыбинска планирует выкупить физкультурно-оздоровительный комплекс завода «Свобода»
  4. В администрации Рыбинска уточнили причину задержки в заливке судоходного пролёта моста
  5. Дмитрий Рудаков: «В новых районах можем позволить себе проекты в стиле модерн»
    Русский

    У нас в городе снесли с десяток красивых храмов и никто не будет их восстанавливать (и непонятно почему наши иудеи свою синагогу используют спортзалом?). Причём здесь французы — у них там скоро рождество с ёлками запретят — кто там был то видел засилие чернокожих и арабов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: