Более десяти лет краеведы, любители истории и ценители антиквариата ждали встречи с реликвиями дворян Михалковых. Несколько лет экспонаты, реквизированные советской властью в усадьбе Петровское, не покидали запасников музея. Наконец встреча состоялась — выставка «Европа-Россия. Художественные сокровища Михалковых» открыла двери для посетителей.
— Выставку мы строим на диалоге культур — европейской и русской, потому что и в усадьбе эти все произведения соседствовали. Как, например, в этом импровизированном уголке делового кабинета,
— рассказывает искусствовед Ирина Хохлова.
На столе отечественного производства лежат французские книги, над бюстом российского императора нашла своё место сцена из жизни парижского высшего общества, а Наполеон Бонапарт волею искусствоведов наблюдает эту картину со стороны.
Перекличка атрефактов российского и европейского происхождения — лейтмотив выставки. Русские иконы кисти ярославских мастеров напротив гравюр, выполненных в католической традиции, местная майолика в одной витрине с английским сервизом, бюст Жанны д’Арк по соседству с портретом крестьянки: разнообразие экспонатов свидетельствует о широте интересов Михалковых-коллекционеров.
— Известно, что Михалковы потомственные собиратели. Из поколения в поколение эта страсть к коллекционированию процветала, им было свойственно музейное мышление,
— продолжает куратор выставки.
Несколько поколений семьи осознанно собирали книги, картины, предметы интерьера и обихода. К началу 20 века только библиотека дворянской усадьбы насчитывала около 50 тысяч книг и журналов, а коллекция гравюр состояла из 17 тысяч листов. В распоряжении рыбинского музея — малая часть имущества. Отдельные экспонаты — раритеты мирового уровня.
Серию гравюр 16 века посетителям представили впервые.
— Серия Гольциуса «Девять муз» в российских музеях больше не представлена в такой полноте. Только в Британском музее есть она вся, но в аварийном состоянии, не экспонируется.
Для гравюр, фотографий, выполненных пастелью и карандашом портретов, выход в люди — опасность. На солнце и в свете фонарей бумага желтеет, краска сохнет и отслаивается. Опасениями за состояние реликвий музейные работники объясняют срок выставки.
Чтобы приобщиться к мировой культуре и истории, у горожан и туристов есть всего три месяца.