Часто приходится слышать, как родители жалуются, что ребёнок не слышит их наставлений. Чаще всего взрослые имеют в виду, что сын или дочь проявляет самостоятельность, не слушается. У родителей слабослышащих детей подобные сетования вызывают противоречивые чувства. Они сравнивают чужие проблемы с тем, что переживают или пережили сами. Их дети не слышат по-настоящему, а чтобы понимать речь, пользуются имплантами. И в этих семьях детско-родительские проблемы совсем другого характера.
То, что ребёнок слышит не так хорошо, как хотелось бы, становится понятно ещё в роддоме или немного позже. Особенности физического развития приводят к особенностям в социальной адаптации. В этом случае семье приходится приложить усилия, чтобы обеспечить малышу полноценную и счастливую жизнь.
Специалистов, способных помочь малышу с проблемами со слухом, не так и много. Чаще всего это врачи. Но маленькому человеку недостаточно только медицинской помощи. Ребёнку необходимы ясли и детский сад, развивающие занятия, кружки, спортивные секции. Родителям — консультации специалистов и психологическая поддержка. Ранее в Рыбинске семьи со слабослышащими детьми решали эти проблемы самостоятельно. В скором времени за поддержкой будет возможно обратиться в родительское объединение, которое создают на базе детского развивающего центра «Мамин Град».
Здесь можно будет перенять опыт других родителей, получить рекомендации педагогов, психологическую поддержку. О том, откуда появилась идея центра и как она будет реализовываться, «Рыбинский дневник» беседует с педагогами и энтузиастами своего дела.
Глухота — не приговор, а только диагноз
На создание «РыбУшек» педагогов центра «Мамин Град» вдохновил маленький мальчик и его родители, которые привели малыша на развивающие занятия, когда ему исполнился год с небольшим.
Педагога раннего развития Юлию Засименко непоседа очаровал с первой встречи. Он проявлял интерес ко всему вокруг и от обычных детей отличался только тем, что на голове у него находились кохлеарные импланты. Видимую часть приспособления крепят за ухом и на уровне слухового центра на волосистой части черепа. Благодаря медицинской электронике слабослышащий человек хорошо распознаёт речь и звуки.
— Именно знакомство с моим новым маленьким учеником и его семьёй сподвигло меня изучать проблемы слуха. Он очень живой, замечательный мальчик с не менее чудесными родителями, которые сделали всё, чтобы ребёнок абсолютно нормально развивался. Работая с ним, я поняла, что в нашем городе с такими детьми никто не занимается, сурдопедагогов нет вообще,
— рассказывает педагог Юлия Зосименко.
Чем раньше ребёнок с проблемами здоровья и развития набирает весь необходимый для адаптации опыт, тем выше его шанс на нормальную жизнь в будущем. Это известно докторам, воспитателям, дефектологам, педагогам. На это обращает внимание и сурдопедагог.
— Чем раньше ребёнок погружается в звук, тем быстрее и лучше будет происходить его полноценное биологическое развитие и успешная абилитация,
— говорит Юлия Александровна.
Например, наш маленький герой, с которого началась эта история, получил свои импланты в 10 месяцев, и к полутора годам его развитие ничем не отличалось от развития сверстников.
В Рыбинске есть примеры, когда проблемы со слухом у детей решались и не в первый год жизни, но имели хорошие результаты. Так, в развивающем центре вспоминают девочку, которой импланты поставили перед школой. Сейчас она готовится к переходу в среднее звено, успешна в школьной программе. Но сверстников ей пришлось догонять с наименее выигрышной стартовой позиции, чем Максиму, что стоило ей и её семье определённых усилий.
Место, где помогут
Смириться, что у малыша не в порядке здоровье, родителям трудно. Но чем раньше они признают существование проблемы, тем больше времени выиграет семья на активные действия.
— Первоначальный аудиологический скрининг, проводимый в роддоме на третий-четвёртый день, он может показать проблемы со слухом малыша. Но какие-то более серьёзные нарушения слуха смогут заметить только родители и наблюдающие специалисты,
— поясняет Юлия Александровна.
И как только люди понимают, что есть проблема, нужно сразу начинать действовать. Но как? Этого многие просто не знают. При этом устанавливают и заменяют импланты в России бесплатно, по государственным квотам. Единственное, чего не хватает родителям — примеров семей, которые прошли этот путь и справились с возникшей проблемой.
В Рыбинске до недавнего времени найти такую поддержку было невозможно. Даже на развивающие занятия семьям приходилось ездить в областной город, а такое не все могут себе позволить.
Идея создать центр, где родители и дети со схожими запросами могли бы делиться опытом, контактами, оказывать друг другу поддержку, родилась в центре «Мамин Град» ещё в прошлом году. В мае, если всё пойдёт по плану, объединение «РыбУшки» проведёт первую встречу.
Конечно, чтобы процесс усвоения слухового опыта шёл проще, детям нужны развивающие занятия, и они в центре обязательно будут, но сама идея «РыбУшек» шире.
— Мы хотим создать место, где родители, дети которых уже слышат и говорят, могут поделиться опытом и сказать,что проблемы со слухом — не приговор, и всё будет в порядке. Все семьи сталкиваются с разными сложностями: одним трудно собрать документы для лечения, кому-то нужны развивающие занятия, а некоторым просто нужно получить поддержку,
— говорит руководитель центра Наталья Виноградова.
С возникновением такого объединения в Рыбинске решится важная проблема — семьи, где есть дети со слуховыми проблемами, перестанут быть одиночками и получат поддержку. И, судя, по энтузиазму организаторов «РыбУшек», у них появятся очень мотивированные проводники на пути к светлому будущему.