«Такая работа» — это рубрика об организации рабочего пространства, планировании дня и личной мотивации. Наши герои — представители самых разных профессий.
Сегодня со своей работой нас знакомит иконописец и реставратор Спасо-Преображенского собора Ирина Андреева. Чтобы попасть на своё рабочее место, она каждый раз преодолевает 40 ступеней винтовой лестницы внутри соборной колокольни. В храме немало икон её кисти, среди которых образ святого праведного воина Феодора Ушакова — самый первый, что появился в Рыбинске.
Рабочее место
Мастерская располагается на втором этаже перехода, который ведёт от Собора к колокольне. Кажется, раньше здесь были комнаты общежития.
Часто в работе у меня находится сразу несколько икон, поэтому и рабочая поверхность требуется не одна. Я использую мольберт и обычные столы. Они перемещаются по комнате в зависимости от того, над чем я работаю в данный момент. Реставрируемым иконам нужен дневной свет.
Меня часто спрашивают, что нравится больше: иконопись или реставрация. Я не могу отдать предпочтение чему-то одному. Мне интересно узнавать истории, которые рассказывают люди, приносящие старые иконы. Бывает, что под чёрным от копоти изображением скрывается тонко написанный редкий образ, который после восстановления может стать хорошим подарком.
Сейчас я вскрываю интересный образец 18 века. Его принёс 80-летний дедушка и сказал, что это икона его прабабушки, а он хочет подарить образ своей племяннице.
Я сняла басменный оклад, очистила поверхность от паутины, клея, песка, которым чистили басму, и обнаружила, что под ликом находится другое изображение, а под ним ещё одна «запись». Хозяин разрешил «открыть» икону, хотя я предупредила, что это риск — под верхними слоями может не оказаться полноценного образа. В больших мастерских во избежание неприятных сюрпризов используют для просвечивания рентген. У меня в мастерской, к сожалению, его нет. Поэтому приходится вскрывать краску где-нибудь в углу иконы.
Инструментов у меня много: отвёртки, плоскогубцы, кусачки, медицинские шприцы, скальпели, зубоврачебные приспособления.
Также у меня много баночек и бутылочек с различными средствами: спиртосодержащие растворители, мыльные растворы, клеевые грунты. Стараюсь сильной химией не пользоваться, это вредно и для своего здоровья, и краску на иконе испортить можно. Лучше посижу подольше, процесс очистки может занять от одного рабочего дня до месяца.
Из приборов пользуюсь электроплиткой для разогрева средств и утюгом для разглаживания и выравнивания вздувшейся или потрескавшейся поверхности.
Офисной техники у меня в мастерской нет, но дома я использую ноутбук. Интернет существенно облегчил работу реставраторов. Раньше, чтобы дописать образ, приходилось искать его в библиотеках, музеях, теперь найти образец живописи стало проще.
Также читаю полезную информацию на форумах реставраторов, допустим, как протравить жука-точильщика. Дерево часто бывает изъедено, и нужно не просто заделать дырочки, но и убедиться, что внутри вредителей не осталось. В специализированных реставрационных мастерских есть камеры, куда помещаются иконы для химической обработки. Нам же приходится искать свои доступные способы.
Планирование рабочего дня
Я не планирую свой рабочий день, знаю, что вот эти иконы нужно сделать в первую очередь. Сказать, сколько уйдёт времени на тот или иной образец, часто невозможно. Уже в процессе понимаешь, что может не хватить и месяца.
Иконописцы и реставраторы — это те же художники — люди творческие, которым нужно вдохновение. Я могу рано проснуться, начать писать в семь утра и просидеть практически сутки. А иногда оставляю работу уже через пару часов, если не пойдёт.
Я считаю, что люди заболевают от усталости. А процесс реставрации и иконописи на самом деле утомителен, глаза устают от работы с мелкими кусочками, деталями. Также нужно продышаться на свежем воздухе после использования химических средств. Если засижусь на работе, потом всегда требуется выспаться, поэтому прихожу в мастерскую уже к 10 часам.
Что вдохновляет в деятельности
Иногда с основной деятельности хочется переключится на что-то другое — я пеку и расписываю пряники. Ещё пою на службах по выходным и в праздники. Меня с юности тянет ко всему традиционному.
Не буду говорить громких слов, все мы живём в реальном мире. Признаюсь, что иногда я ленюсь помолиться перед тем, как приступить к работе. Есть специальные молитвы, которые стоит прочесть, когда начинаешь писать иконы. Чаще я на бегу крещусь и прошу у Господа благословения на день.
Есть поговорка: «Найди себе дело по душе и не будешь работать ни одного дня в жизни». Это про меня, я просто люблю своё дело.
Ранее в рубрике «Такая работа»:
Водитель мусоровоза Андрей Фёдоров: он смотрит на горожан свысока
Воспитатель детского сада Юлия Мельникова
Промоутер, организатор мероприятий, шоумен Юрий Чистяков
Гендиректор рекламного агентства Наталия Лемясова