— Я работаю в атмосфере «Мама….мама….мамаа…маааама….мама» и кричу ему как Бернадетт в «Теории большого взрыва»: Да что тебе ещё?
Ему пять, почти месяц он не ходит в садик, не играет с ровесниками и не видит никого, кроме ближайших родственников. Прогулки — редко, новые игрушки — ещё реже, побегать — по коридору в хрущёвке, мяч под запретом «не трогай, внизу соседи», лего давно надоело.
Ей — 30, у неё удалёнка, ответственность, план. В новостях — заболевшие-умершие-выздоровевшие, цены на нефть и доллар, в соцсетях яростные дебаты о том же — о вирусе, Путине, безработице. Мир перевернулся, а тут вот это: «Мама….мама….мамаа…маааама….мама». Уже месяц они непрерывно вместе и узнали за это время друг друга лучше, чем за все прежние годы. Уже сделали ряд открытий и, вероятно, этот процесс ещё продолжится.
Как пережить самоизоляцию с дошкольником, как реагировать на капризы, истерики и агрессию, что делать, если обычно самостоятельный ребёнок без конца требует внимания и помощи? Как сохранить спокойствие, чувствовать себя хорошей матерью и улучшить отношения с ребёнком в условиях изоляции? Советами и методиками, которые снизят напряжение дома, с читателями «Рыбинского дневника» делится педагог-психолог Виктория Сазонова.
Ограниченное пространство, одни и те же действующие лица, детям хочется бегать, играть, нужна активность, а мама настаивает на развивающих занятиях, у неё масса обязанностей по хозяйству, нужно приготовить еду, привести в порядок дом, отчитаться перед начальством.
Что можем мы — обычные мамы, на которых свалилась необычная нагрузка? — с этим вопросом чаще всего обращаются к психологу молодые женщины.
Ответ специалиста звучит жёстко: не жалейте детей!
— Легче сделать самой? Нужно помнить, что вы рискуете превратиться в обслугу. Нагружайте ребёнка задачами по возрасту: протереть пыль, погладить, помочь со стиральной машиной, покормить кота. Это экономит ваши силы, отвлечёт ребёнка и сократит нытьё! Труд помогает детям оценить усилия, развивает сочувствие. Тот, кто занят по дому, мечтает об отдыхе, а не ноет от скуки.
Если у ребёнка живая фантазия и много энергии, радуйтесь. Игра с предметами развивает творческие способности и приучает самостоятельно мыслить.
— Радуйтесь, когда ребёнок придумал, как летать на швабре, и соорудил штаб из стульев. И не спешите спасать, если ноет: «скучно». Если не заглушать скуку гаджетами, у него обязательно проснётся фантазия, а это намного полезнее.
Есть выход, и когда с самостоятельностью пока плохо. Выручат подвижные игры. Много примеров найдётся в интернете.
Дети чаще психуют, ноют, истерят. Как помочь?
Домашний режим, недостаток общения и активности, запреты, отсутствие впечатлений не дают выхода эмоциям. Если взрослые ещё как-то могут справиться с напряжением, то у детей навыков для этого недостаточно. Из-за небольшого опыта они даже не могут понять, что их расстроило или из-за чего появилось недовольство. Подумать об этих моментах должна мама. Исключить плохое самочувствие, регулировать активность, заботиться о смене впечатлений.
— Перегруз активности вызывают в том числе телевизор, компьютер, планшет, другие гаджеты. Оставьте ребёнка на целый день наедине с мелькающими картинками и он к вечеру наверняка станет более нервным. То же самое, если занятия монотонные. Не зря давно известно: лучший отдых — это смена деятельности.
Поможет смена ритмов.
- Психике нужны ритмы: напряжение — отдых, фокус — расслабление.То же самое касается и взрослых. Маме тоже важно знать, где точка, когда нужно расслабиться.
- Чередуйте нагрузки: нагрузили тело — разгрузили ум. Нагрузили ум — разгрузили тело. Под рукой должны быть идеи для физической активности детей.
- Обеспечьте общение с другим людьми. Звоните родным и друзьям по скайпу, устраивайте видеоконференции с друзьями.
Неиссякаемый источник раздражения — домашний беспорядок. Если в квартире есть дети, сложно не вспылить, то и дело наступая на детали лего. Добавляют масла в огонь и взрослые — носки, книги, чайные чашки лежат и стоят везде, но только не там, где надо. «Если дома беспорядок, я чувствую себя виноватой, я плохая», — переживают женщины.
— Попробуйте относиться к беспорядку как к осознанному выбору. Сегодня я могу сделать выбор убрать в квартире. Завтра — сделаю выбор отдохнуть. Ни первое, ни второе решение ничего не говорит о том, хорошая вы или плохая.
Примите, что поддержание порядка — это не работа на результат, а постоянный процесс. Вещи в квартире — не статуи в парке. То, что они перемещаются в пространстве, скорее нормально, чем ненормально. А вот с недовольством мужа или других родственников по поводу беспорядка придётся что-то делать.
Предлагаю дать им самостоятельно разобраться со своими чувствами. Переживания других людей — это их зона ответственности. Если у мужа есть к вам просьбы, выслушайте и предложите решения. Если это претензии, то справедливы ли они? Подумайте, нужно ли вам нести за них ответственность? И, в конце концов, есть же безотказный способ справиться с недовольством: «Дорогой, а чьи это носки я вижу на полу в спальне?». В формулировке могут быть варианты, но работает она безотказно, как вы понимаете.