В современных СМИ и медиа принято изображать сотрудников правоохранительных органов в серых и беззвучных тонах, не позволяющих увидеть в них самостоятельных личностей. В ошибочности этого мнения убедил нас разговор с начальником штаба МУ МВД «Рыбинское» полковником Натальей Репиной.
Дочь бывшего начальника уголовного розыска, ещё в детстве она решила связать карьеру с полицией. Отметив совершеннолетие, принесла документы в отдел кадров. Параллельно с работой училась на заочном отделении в Вологодском филиале Московской государственной юридической академии. Говорит: то, что ты чья-то дочь, ничего в профессиональной среде не значит. Каждый здесь доказывает свою профпригодность самостоятельно. На женщин в погонах нагрузка двойная: кроме профессионализма им приходится проявлять свою мужественность. Особенно заметно это проявлялось в 90-е, на которые выпали первые годы службы Натальи Репиной. Она была в числе первых женщин, за которыми закрепили табельное оружие. Тогда руководство УВД всерьёз опасалось нападений на сотрудниц с пистолетами: предполагалось, что эта мера может ухудшить криминальную обстановку в городе.
Опасения, к счастью, оказались напрасными.
Как признаётся собеседница, самой ей, в отличие от начальства, никогда не было за себя страшно. И главным фактором здесь выступает не знание боевых искусств, которыми Наталья занималась с самого детства, а уверенность в том, что она поступает в соответствии со своими моральными ценностями. Главный принцип Натальи Репиной — помогать людям независимо от личных симпатий или их социального статуса.
— Мы, сотрудники полиции, не вправе навешивать на людей ярлыки, оценивать, плохие они или хорошие. Какой бы ни был человек, ему не должно «прилетать» только из-за того, что кто-то, в том числе и следователь, посчитал его правым или виноватым. Страшно, если полицейский начинает помогать одним, когда они ему нравятся, и только делать вид, что помогает, если другие ему кажутся гнусными.
В бытность следователем я не ленилась тратить время на то, чтобы докопаться до истинных причин того или иного поступка, разобраться, почему человек сделал то или иное действие,
— рассказывает Репина.
Умение выделять в людях лишь то, что важно в рамках процессуального производства, — ценное качество для следователя, уверена собеседница. У неё были такие дела, в которых очень трудно было остаться нейтральной по отношению к подозреваемому. Например, когда ты долго пытаешься привести в себя жертву жестокого изнасилования, а потом идёшь разговаривать с подозреваемым.
Если начинать с моральных оценок, диалог вряд ли получится. Чтобы разговор состоялся, необходимо верить, что в первую очередь перед тобой сидит человек. И говорить с ним как человек с человеком.
Такой подход работает в отношении всех участников уголовного производства. В практике Репиной бывали случаи, когда безоценочность следователя спасала подозреваемых от судебного разбирательства.
— Запомнился такой случай: несовершеннолетняя обвинила знакомого в грабеже серёжек. Привлекала свидетельницу, расцарапала себе уши. Но путалась в показаниях, в её словах были нестыковки. В итоге выяснилось, что она заняла у парня деньги на аборт, а серьги оставила в залог, добровольно. Когда мама заметила пропажу, сочинила историю про грабёж. А парень пообещал ей, что ни при каких обстоятельствах не сознается. И ведь пошёл бы под суд, если бы я не догадалась поговорить с девочкой подольше,
— рассказывает сотрудник полиции.
Разобраться досконально, выяснить всё, что от тебя зависит — это правило, которое Репина приняла для себя ещё в юности. Уже став начальником, она старалась внушить этот постулат хорошего следователя своим сотрудникам. Причём методы для этого использовала нешаблонные. Вспоминает: как-то, работая в следствии, получила на подпись совершенно пустое дело. По косвенным признакам было понятно: девушку-следователя материал не зажёг. Она поленилась разобраться в деле как следует. Репина пристрожила: «Помяни моё слово — такие вещи не остаются без наказания, и добро, и зло возвращаются. Побеспокойся о карме». И что вы думаете? Через какое-то время сотрудница сама стала потерпевшей в деле о квартирной краже. Так случайное совпадение усилило воспитательное воздействие на молодого следователя.
***
Конечно, не только трудолюбие влияет на результаты в работе следователя. Человек в погонах должен быть и психологом, и артистом.
— Ну не могу я человеку с неоконченной школой сказать: «Не соблаговолите ли вы, любезнейший, поведать то-то и то-то». Ему будет гораздо понятнее, когда он услышит: «Ты, конечно, красава, но и я не вчера родилась» и что-то ещё в этом духе. Такая манера общения даст большие результаты, и следователь обязан уметь переключаться с одного уровня общения на другой, процитировать Ницше и Гёте, когда это уместно, или добавить в речь жаргонизмов, если их использует собеседник,
— рассказывает Наталья Репина.
Сотрудника, который свободно выбирает разные уровни общения, способен увидеть душу сидящего перед ним человека, понять настоящие причины произошедшего, Репина готова назвать профессионалом. Ей и самой не отказать в отсутствии профессионализма: Наталья Вячеславовна Репина руководит в МУ МВД «Рыбинское» штабом.
Штаб можно сравнить с мозгом управления полиции. В этом отделе готовят аналитические отчёты, разрабатывают планы работы, проводят аудит всех рабочих процессов полиции, реагируют, если в городе появляются какие-то точки криминального напряжения.
— Есть министерские инструкции, приказы, а есть местная специфика. Например, мы должны учитывать, что в Рыбинске четыре колонии, в городе долгое время был исправительно-трудовой лагерь, и многие жители являются потомками выходцев из этого лагеря. На криминалистическую обстановку влияет протяжённость города, его расположение вдоль реки. В сельских территориях тоже везде свои особенности: в одних чаще случаются кражи, в других хулиганства, драки с телесными повреждениями,
— рассказывает собеседница.
По словам Натальи Вячеславовны, опытному специалисту отчёт может многое рассказать об экономике и политической обстановке. Общество реагирует на невзгоды в том числе и характером преступлений. Например, политические встряски дают рост агрессивной преступности. Напряжение в экономике оборачивается кражами. Внутреннюю злость люди реализуют внутри семьи, дебоширят, дерутся.
Сейчас, по словам Репиной, до явного неблагополучия далеко, на её памяти бывали времена и покруче. Но это не повод сидеть сложа руки. Более-менее стабильные показатели — это результат работы системы. Той системы с целым комплексом мер, при которых не забывают о человеке.
Можно, конечно, уповать на полицию, спрашивать с сотрудников результаты раскрываемости и профилактики преступлений. Но и о своём личном вкладе в развитие общества никому забывать не надо. И плохие, и хорошие люди — это плод своего времени, их поведение — результат того, что заложили в них с детства, считает Наталья Репина.
Беседовала: Надежда Лазарева