Леонид Можейко о настоящем и будущем «Русской механики»

Накануне Дня предприятия генеральный директор «Русской механики» подвёл итоги уходящего года и рассказал о новостях производства, которые пока не звучали в публичном поле. Также мы побеседовали с Леонидом Можейко о планах по выпуску снегоходов и колёсной техники, тенденциях рынка, зарплате сотрудников и профессиональной команде гонщиков, успехи которой влияют на создание линейки колёсной спортивной техники.

 

Генеральный директор АО «Русская механика» Леонид Можейко

Леонид Чеславович, новости «Русской механики» за 2023 год несколько раз привлекали внимание СМИ. Летом было объявлено о запуске полностью роботизированной линии по сборке рам квадроциклов, прошла информация об амбициозном проекте по созданию четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Хотелось бы поговорить об этих событиях поподробнее.

Это не исчерпывающий перечень новостей компании. В этом году нам удалось договориться о расширении территории предприятия на 7,5 гектаров. Параллельно с этим мы приобрели производственный корпус на этом участке, который полностью реконструируем под производство колёсной техники. Проект реконструкции уже разрабатывается, а этап строительства начнётся в 2024 году. Дополнительный корпус позволит нам увеличить текущие объёмы производства колесной техники как минимум в три раза. Но и это не всё.

Кроме этого мы сейчас находимся в активной фазе переговоров по созданию совместного предприятия с китайским партнёром. Оно будет изготавливать отливки деталей методом литья под давлением и методом гравитационного литья и будет ориентировано на собственные потребности нашей компании. Все заготовки, используемые в производственном цикле, будут изготавливаться нашей дочерней структурой, расположенной здесь же, на этой площадке. Это очень важный момент, поскольку он сопряжен с внедрением новых технологий. Это очень серьезное технологическое изменение, которое уже находится в стадии реализации.

И, как вы верно отметили, у нас есть долгосрочный проект по созданию собственных двигателей внутреннего сгорания. Проект рассчитан до 2030 года, а целью для себя мы ставим создать самый современный двигатель внутреннего сгорания, который существует сегодня в мире. Это будет линейка унифицированных двигателей в размерности от 400 до 1200 кубических сантиметров. Проект идёт непросто, поскольку такой двигатель нужно не только создать, но и внедрить в производство. Оба этапа очень сложны по своему составу и инвестиционной ёмкости. Это миллиарды рублей.

 

 

Очевидно, что такие решения принимаются не за один день. Всегда интересно, какие факторы на них влияют.

Это ряд факторов. Если говорить о собственной линейке двигателей, то здесь мы берём во внимание в первую очередь мировые тенденции. По общему признанию, жизненный цикл двигателей внутреннего сгорания подходит к концу. Мировое сообщество переходит на электрические двигатели, но мы понимаем, что нам от ДВС пока отказываться рано. Наша техника используется в районах, где электрические заправки построят не раньше, чем через 10-15 лет, а кроме того, энергетическая ёмкость углеводородного двигателя существенно выше, чем у существующих сейчас электрических аккумуляторов. Бензиновые машины более практичны в использовании в наших условиях, чем электрические.

Повлияли на решение и санкции. В 2022 году нам пришлось поставить на паузу проект по созданию снегохода, который мы реализовывали совместно с компанией Yamaha. Машина прошла стадию приёмочных испытаний, а сейчас проект находится в подвешенном состоянии, потому что к снегоходу нет мотора. И нам предстоит решить этот вопрос — создать такой мотор, который будет полноценной заменой импортному двигателю.

 

Верным будет предположить, что и масштабные планы по расширению объёмов производства связаны с изменениями рынка и ограничениями на поставки импортной техники в Россию?

На технику есть спрос. Если в 2022 году после введения санкций мы переживали о потере европейского потребителя, а тогда мы работали с 11 странами, и экспортные поставки составляли 10,5% от объёма выпуска, то сейчас очевидно, что внутренний спрос превышает наши возможности. Сейчас заявки от дилеров на 2024 год больше объёма нашего производства первого квартала. Вроде бы надо радоваться такому положению дел, но нам оно не нравится. Дефицит продукции создаёт условия для продвижения продукции конкурентов.

В 2023 году увеличилось предложение китайских производителей мотовездеходов. Сегодня объём этих предложений достигает 70% рынка, и только 30% это российские производители — мы и «Веломоторс». Мы знаем, что китайские производители думают о поставках в Россию и снегоходов. В мае этого года конкуренты презентовали модель снегохода класса Frontier, очень похожую по характеристикам на нашу модель. Мы думаем, что в 2024 году конкуренция обострится. Это неплохо, потому что на живом рынке работать интереснее, но это стимул, чтобы вкладывать силы и средства в разработку и совершенствование техники и производства.

Несколько лет назад нашей целью было стать компанией мирового класса, быть равными среди всех прочих конкурентов на отечественном рынке и уметь конкурировать на зарубежных рынках. В новых условиях мы поставили себе цель стать безусловным лидером в классе лёгкой внедорожной техники на российском рынке.

 

 

Лидерство предполагает использование современных технологий, качество продукции, отклик на запрос потребителей.

Добавлю сюда условия труда коллектива и экономические показатели предприятия.

По всем направлениям в компании идёт большая напряженная работа. Например, роботизированная линия по сборке рам, о которой уже упоминалось. Эта линия — один из наших проектов по модернизации оборудования и технологических процессов на основе принципов цифровой фабрики. С 2012 года мы уже использовали полуавтоматическую линию сварки, а новый участок полностью роботизирован: оператор лишь устанавливает комплект рамы, а это порядка 150 деталей, а далее все сварочные операции выполняет робот. В результате качество и производительность выросли, а потери времени на контроль исполнения уменьшились, потому что в алгоритме сборки рамы заложены все внутренние контрольные операции. В декабре мы выпускаем первую серийную партию нашего нового квадроцикла РМ 800Т с применением этой технологии и, конечно же, будем развивать этот опыт дальше.

Но и это только один этап модернизации производства, а есть и другие. Например, недавно мы приобрели несколько станков для механической обработки деталей с программным управлением, поскольку считаем мехобработку важным элементом производства. Они уже поступили на предприятие и в ближайшем будущем будут введены в эксплуатацию.

 

 

Значит, экономика предприятия позволяет строить такие планы и совершать финансово ёмкие приобретения?

О состоянии экономики «РМ» можно судить по такому признаку, как полное отсутствие кредитного рычага. Если в прежние годы объём заёмных средств составлял до 50% средств, которыми располагала компания, то сейчас кредиты отсутствуют как инструмент. Мы пользуемся только займами Федерального фонда поддержки промышленности, который предоставляет целевые займы на проекты развития. Это хороший инструмент, мы его с удовольствием используем. Например, станки, о которых я говорил ранее, приобретены с помощью Фонда.

Определённые успехи есть и у нашей дочерней компании «РМ-Деталь». В этом году предприятие выкупило промышленную площадку и участок земли, на которой находится, и тоже без привлечения сторонних средств.

Важной частью в 2023 году оставалась работа по повышению производительности труда. За пять-семь лет производительность труда на «Руской механике» выросла почти на 30%.

Вместе с производительностью растёт и зарплата персонала. По итогам 2023 года средняя заработная плата выросла на 26%. На будущий год запланирован рост фонда оплаты труда на 19%.

 

 

Осталось поговорить о том, чего ожидает от «Русской механики» потребитель, и о том, что готовит для потребителя компания.

Из самых ближайших планов — возвращение на конвейер снегоходов Frontier 1000 и RM Vector 551i. В 2023 году из-за отсутствия импортных узлов мы снизили производство этих машин. Сейчас вопросы импортозамещения агрегатов к этим моделям находятся у финишной черты. Уже в декабре мы выпустим 70 первых Frontier 1000, а в первом квартале 2024 года вернётся и вторая машина. Мы понимаем, что рынок их ждёт.

Я уже упоминал о машинах на электрической тяге как о перспективном направлении развития. У нас также есть наработки в этом направлении. На этой неделе, на конференции дилеров, мы представили партнёрам наши опытные образцы техники на электрической тяге. Это полноразмерный квадроцикл на платформе РМ 800, электрический снегоход Tiksy на базе этого же снегохода и детский снегоход «РЫСЬ». Все модели находятся в стадии опытной эксплуатации, то есть долгожданный день серийных поставок приближается.

И, наконец, наши более отсроченные планы, к реализации которых мы двигаемся, это создание новой линейки моделей квадроциклов спортивного типа. Это решение возникло на основе опыта участия нашей команды RM SPORT в гонках высокого уровня. Мы видим, что к спортивной технике есть устойчивый интерес, который сочетается с дефицитом такой технике на российском рынке. В 2024 году разработанный на «РМ» гоночный прототип уже будет участвовать в международных соревнованиях «Шёлковый путь», а на 2025 год запланирован первый серийный выпуск спортивных моделей. Это будет принципиально новая машина на другой платформе, разработанная с чистого листа. И она ляжет в основу новой спортивной линейки, которую мы для себя назвали, как и команду, — RM SPORT. У нас такой спортивной линейки до сих пор не было, а мы считаем, что она нужна.

Как только мы закончим разработку спортивного квадроцикла, на базе этих результатов будем проектировать багги. Это перспектива 2026-2027 годов, но концепция такого автомобиля для бездорожья разрабатывается уже сегодня. Я могу сказать, что бюджет на создание всех новых разработок на 2024 год составит у нас 150 миллионов рублей. Это почти в полтора раза больше, чем показатель 2023 года, но мы понимаем, что эта статья расходов необходима для достижения нашей стратегической цели.

 

 

«Русская механика» сегодня отмечает день предприятия. О чём вы будете говорить в приветственной речи к сотрудникам?

Мне хотелось бы обратить внимание коллектива на два момента: во-первых, на то, что «Русская механика» — это компания, которая справляется с работой в новых условиях. Не адаптируется или проводит антикризисные мероприятия, а находится в периоде, когда развиваются все направления. В предыдущие несколько лет мы не говорили о создании новых рабочих мест, наращивании площадей, об увеличении процента добавленной стоимости внутри компании, а сейчас всё это стоит на повестке. И второе, это то, что изменения, которые мы тщательно и обдуманно готовим, возможны только с опорой на команду «РМ» — команду, в которой работают профессионалы, поддерживающие друг друга и считающие своё рабочее место источником получения новых знаний и новых возможностей.

 

 

Беседовала Надежда Лазарева

Фото: АО «Русская механика»

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Метки:

Последние новости

  1. В Рыбинске продолжают ремонт улицы Радищева
  2. Ярославским студентам рассказали о работе органов власти Рыбинска
  3. В Рыбинске ещё один любитель «пьяной» езды лишился автомобиля
  4. На оживлённом перекрёстке в Веретье скоро заработает светофор
  5. Рыбинским предприятиям предлагают соревнование на лучшее новогоднее оформление

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: