Выставка «Пространство воспоминаний» приурочена к 90-летию со дня рождения художника.
В главном здании Рыбинского музея-заповедника проходит выставка живописи Бориса Авдеева. Художник формировался в послевоенные годы. Рисовать начал вслед за отцом — чтобы выручить хотя бы немного денег, они продавали открытки. На работы Бориса был спрос, поэтому мальчика отдали в изостудию.
Первые шаги в живописи художник сделал под руководством рыбинского преподавателя. В школе его рисунки признавали талантливыми, но продолжить образование Авдеев не смог, поскольку был из семьи репрессированных. Так художник стал математиком. Работал в московских НИИ, защитил кандидатскую диссертацию. И всё свободное время посвящал живописи.
В 1974 году работа Бориса Авдеева участвовала в выставке нон-конформистов на ВДНХ. В те годы в Москве прошла серия выставок, интерес к ним был огромным, люди стояли часами, чтобы увидеть «запрещёнку». Среди художников было много желающих показать своё творчество публике. У Бориса Авдеева выставком выбрал одну работу — так называемый полиэкран. Это название для своих работ придумал он сам.
Одну работу выбрали не потому, что живопись не подходила формату выставки. Картины создавались на огромных полотнах и одна работа Авдеева занимала столько же места, как четыре картины его товарищей. При развеске монументальное полотно повесили на лестничной клетке, поэтому зрители у картины не останавливались. А вот в художественной среде живописца заметили — за оригинальность решений, стиль, собственный взгляд.
Полиэкраны представляли собой коллажи из образов и впечатлений, которые перекочёвывали с одного полотна на другой. За жизнь художник создал около 20 подобных работ. Примеры можно увидеть на выставке «Пространство воспоминаний».
Выставка в рыбинском музее — ретроспективная. В двух залах прослеживаются этапы становления Бориса Авдеева как художника. Здесь можно увидеть портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые зарисовки. Они выполнены в реалистичной и декоративной манере, рядом с предметной живописью соседствуют абстракции.
Всю жизнь художник ходил в походы. Любил Русский Север и, в частности, часто бывал на Кольском полуострове. На выставке много этюдных и завершённых картин, изображающих походную жизнь и природу Крайнего Севера.
Связь с Рыбинском художник поддерживал до ухода из жизни. В выставку вошли пейзажи, посвящённые Рыбинску. Десять картин из «Пространства воспоминаний» из собрания Рыбинского музея-заповедника, остальные — из семейной коллекции Авдеевых. Родные художника, многие из которых так или иначе причастны к творчеству, присутствовали на открытии выставки. Посетители музея смогут познакомиться с ними заочно, поскольку сыновья и внуки были частыми героями картин своего талантливого отца и деда-художника.
Ещё одна особенность новой выставки — выдержки из воспоминаний Бориса Авдеева. Написанные в третьем лице, они рассказывают о трансформациях, которые он переживал, завершая один этап творчества и открывая другой этап. Дуэт живописи и текстов даёт представление о том, чего ему стоило совмещать образ жизни советского математика со свободным нон-конформистским творчеством.
Выставка в главном здании музея будет работать до сентября.
Аудитория: 0+