Подводя итоги киногода, многие критики и масс-медиа публикуют рейтинги из 10, 12, 15 лучших фильмов. Среди них есть драма, мелодрама, постмодернистский микс, но доминируют триллеры, фэнтези, экшн, хоррор. Это было всегда, но теперь особенно — кинематограф стремится ошеломить зрителя. Закон биржи гласит: «Не играй против тренда!». Однако и в этих условиях есть художники, которые действуют вопреки…
После массированного экстрима уместно обратить внимание на искусство психологического реализма с его гуманистическим посылом. Примером такого рода для членов клуба стали грузинские «Слепые свидания». Сегодня в поле зрения ценителей кино попадают работы разных национальных школ. Так, болгарские «Каръци» — в российском прокате «Лузеры» — завоевали «Золотого Георгия» и приз Федерации киноклубов на 37 ММКФ. Анимационная «Аномализа» Чарли Кауфмана, США, 2016, названная «самым человечным фильмом года», получила приз жюри в Венеции и номинирована на «Оскар». Наконец, «Неизвестная» бельгийцев Жан-Пьера и Люка Дарденнов была в числе фаворитов в Каннах. По этому поводу Антон Долин утверждает, что братья Дарденн «перевернули страницу и закрыли эпоху, в которой властвовали Линч, Триер, Альмодовар или Тарантино».
С ним можно спорить, но несомненно одно: реализм не «сброшен с парохода современности».
Заседание киноклуба «Современник» пройдёт в ОКЦ в первый рабочий понедельник, 9 января, в 18-00.
Борис Крейн