Питерский дизайнер Вова Безникий о брендированных масках, собственной коллекции одежды стрит-стайл и о том, как идеи становятся модными и востребованными проектами. Журналист Юлия Шурыгина побеседовала с создателем неформального логотипа Рыбинска о будущем «рыбки», самоизоляции, работе из домашнего офиса и планах на «после коронавируса».
Вова Безникий родился и учился в Рыбинске, дизайном увлёкся десять лет назад, а когда понял, что в профессии получается, переехал в Питер. Сейчас он живёт в Северной столице, где работает арт-директором известного креативного агентства Protein. С конца марта — на удалёнке.
— Вова, все уже устали от коронавируса, но тема не отпускает. Как у тебя в компании с самоизоляцией, коснулся вас коронакризис?
— Всё агентство с 23 марта работает на удалёнке. Отдельные направления просели, какие-то клиенты просто стоят, например, паромы для туристов. У них нет заказов. У всех фешн-брендов сейчас продажи упали. Все сидят дома, людям некуда что-то надевать. Соответственно, это отразилось и на рекламе. Есть области, которые пострадали в кризис, например, рестораны и авиаперевозки, где нечем платить зарплату, людей сокращают. Есть компании, которых коронавирус не коснулся, но там был раздутый штат сотрудников. Сейчас такие работодатели избавляются от балласта, от тех людей, которые ничего не делали, не приносили пользы. Так они оптимизируют издержки. Но у нас никого не сократили, всё в порядке. Мы каждое утро созваниваемся в зуме, вотсапе, переписываемся, проекты двигаются.
— Удаётся поработать дома?
— Я забрал из офиса рабочий компьютер, оборудовал себе уединённое рабочее место, чтобы не отвлекаться на домашние дела и погрузиться в работу. На мой взгляд, при работе из дома нужно разграничить пространство. Особенно с детьми тяжело. Когда у тебя офис в пяти секундах от кровати — это круто. С другой стороны, если ты видишь этот офис, когда просыпаешься, это может угнетать. Ты не переключаешься. Непонятно: вот я сейчас дома или на работе. В идеале рабочее место должно быть в отдельной комнате, как кабинет рабочий.
— А за пределами домашнего офиса бываешь? Как часто выходишь в город, в магазины?
— Моя девушка редко куда-то выходит. Она переживает из-за всей этой ситуации. Снабжение на мне. Я бываю в магазине примерно раз в неделю. Затариваюсь максимально, чтобы на следующую неделю хватило. Продукты покупаю все те же, что покупал и до раньше. У меня нет 50 рулонов туалетной бумаги и 50 пакетов гречки. В магазинах огромный выбор всего. Если нет времени готовить, заказываем то же, что и раньше. В Питере полно сервисов доставки. Заказать можно любую еду или продукты. Я, конечно, скучаю по одному месту недалеко от нашего офиса, где всегда обедал. Они не доставляют блюда в мой район. Но это не такая проблема, чтобы из-за этого переживать.
— Следишь за статистикой заболевших?
— Я созваниваюсь с мамой, сестрой, спрашиваю, как у них дела. За статистикой неинтересно смотреть, пока она не переломится вниз. Новости, конечно, просматриваю, но специально не слежу. Не вижу смысла в панике. Она не продуктивна, ничего не даёт, а только усугубляет. У меня среди знакомых и друзей нет таких, кто заболел.
— А как питерцы относятся к ограничениям?
— Какая-то часть людей ходит в масках, кто-то по домам сидит. Первое время вообще почти никого не было на улице. У меня из окон видно проезжую часть, сейчас там стало больше машин. Когда пару дней было тепло, то все вышли на улицу. В Питере ведь редко такая погода.
Сидеть взаперти столько времени тяжело. Дома твои развлечения ограничиваются четырьмя стенами. Горизонт планирования сильно снижается. Никто не знает, когда и как это закончится.
Интересно почитать исследования про самоизоляцию, как она влияет на человека, что на психологическом уровне происходит. Мне кажется, последствия на нас отразятся. В Китае после самоизоляции увеличилось количество разводов, спрос на психотерапевтов увеличился.
— В прошлый раз, когда мы говорили о будущем, ты анонсировал футболки с Мать-Волгой. Когда они выйдут?
— Из-за пандемии проект застопорился, производство стоит на паузе. В конце апреля я собирался уже запускать предзаказ. Футболки я заказываю в Европе, в Петербурге планировал наносить печать. Сейчас доставка из других стран не работает, самолёты не летают. Я даже не анонсирую проект в своём паблике, потому что не знаю, сколько это будет длиться. Если за май ничего не изменится, то придётся переносить предзаказ на осень или следующую весну.
— Примерно в одно время с линией одежды ты представил айдентику Рыбинска. После этого рыбинцам показали логотип от муниципального туристического центра — официальный брендбук. Как это повлияло на твой проект?
Свою версию брендбука Рыбинска Безникий показал зимой, на дизайн-квартирнике «Комплексы провинциального дизайнера». В презентацию вошли логотип в виде моста-рыбки и примеры того, как графичный образ можно использовать на афишах, мерче, в городском пространстве. Как рассказал тогда дизайнер, контуры рыбки в пролётах волжского моста он разглядел случайно: в феврале 2018 года «в 4593-й гулял по набережной». Зарисовал контур в заметках телефона, а когда приехал в Питер, то доработал до полноценного символа. Потом решил развить тему, из которой появилась история с айдентикой — визуальным представлением бренда Рыбинска. Рыбку Безникого признают неформальным логотипом города.
— Мой логотип уже назвали неофициальным. Я не совсем согласен с таким определением. Официальный логотип выберут люди. Какой им больше понравится, каким они будут пользоваться, носить с собой как брелок на ключах, тот и будет официальным. Неважно, кто его сделал— муниципалы или я.
Логотип надо дорабатывать. Из-за карантина у меня появились дополнительные задачи, времени не хватает, но я делаю что могу. У проекта будет сайт, где я выложу гайдлайны — технические нюансы: пропорции, шрифты, цвета, и примеры того, как логотип можно использовать в городской среде. В поддержку айдентики выпущу футболки, сделаю открытую презентацию, на которую смогут прийти все, кто захочет обсудить, прокомментировать работы, получить ответы на вопросы. В интернете будет трансляция.
— А кто сможет использовать твой лого, сколько это будет стоить?
— Это Creative Commons — можно использовать бесплатно, не нарушая гайдлайн. Создатель этой айдентики, то есть я, должен нести ответственность за то, как это выглядит в среде. Поэтому буду настаивать на том, чтобы соблюдались отступы, пропорции, высота шрифтов, рекомендаций по сочетаниям цветов, как они прописаны в проекте. В этом основная задача авторского контроля и состоит.
Логотип можно нанести на одноразовые стаканы с кофе, на печатную продукцию, ещё на каких-то носителях. Ещё вариант: десерт в форме рыбки, шоколад на торте такой формы. Это всё хорошее креативное внедрение. Думаю, что даже помогу с дизайном таким предпринимателям.
Откажу, если человек захочет нанести логотип на дешёвую китайскую футболку. Я, как человек, который долго занимался уличной одеждой, вряд ли дам на это согласие, потому что понимаю, как это будет смотреться.
— А о брендированных масках не думаешь?
Когда пандемия только начиналась, «креативщики» придумывали коронапиццу, предпринимали другие попытки хайповать на вирусе. Пытались сделать из болезни какой-то событийный маркетинг. Это визуально плохо смотрелось, концептуально было плохо. Мне это не нравится. Над коронавирусом я не хочу шутить, играть на этом тоже не буду.
Поэтому насчёт масок с моим логотипом — нет. 100% нет. Я уважаю решение фешн-брендов и других производителей, которые начали делать небрендированные маски. Вот это круто. Даже в ситуациях пандемии надо оставаться человеком. Для меня реноме дороже, чем какой-то хайп.
Фото: Наталья Милли