В Рыбинске разгорелся спор вокруг установки на Волжской набережной нового арт-объекта. Митя Кузнецов, создатель Музея старинной вывески, музыкант и художник, высказался против установки памятного знака, символизирующего сделанные в Усть-Шексне археологические находки.
«Этот славянский оберег безусловно нарушает целостный образ исторического центра Рыбинска как города купеческого», — написал Кузнецов на своих страницах в «ВКонтакте» и фейсбуке, напомнив, что в поддержание и восстановление города последние четыре года вкладывались человеческие силы, административные ресурсы и финансовые средства.
Славянским оберегом Митя Кузнецов называет арт-объект, установку которого на этой неделе анонсировал Алексей Алексашин. По его замыслу, четырёхметровая стилизованная скульптура, похожая на ладью, коней и женское украшение одновременно, будет пробуждать интерес современников к историческому наследию и привлекать внимание к археологическому памятнику Усть-Шексна. Идею создания арт-объекта поддержал Фонд президентских грантов, выделив средства на его изготовление и установку.
По мнению Кузнецова, Алексашин недостаточно разбирается в истории, а его арт-объект не вписывается в окружающий архитектурный контекст.
«Согласен полностью с твоим мнением и его обоснованием. Если очень неймётся, то место этому не в центре, а на месте, где эти артефакты найдены! — поддержал Кузнецова архитектор Николай Лосев.
«Согласна с автором. Получается некий диссонанс. Обереги устанавливались ранее при въезде в город, а не в центре. Ну или логичнее было бы установить его на левом берегу. Не претендую на истину в последнем лице, просто высказываю свою точку зрения», — написала Наталия Петрович.
Нашлись у арт-объекта и защитники:
«А мне этот объект нравится. Во-первых, это не «славянский языческий оберег», а шумящая коньковидная мерянская подвеска, которые носили мерянские и древнерусские женщины, наши пра-пра-пра-бабушки. Во-вторых, в этом символе нет никакого противопоставления с православной верой. (В отличии от всех «коловратов» и т.д.). Это вне идеологическое наследие древнерусской эпохи. Поставить такой символический памятник в Рыбинске хорошая идея»,
— считает Андрей Мерянин.
Читатель «Рыбинского дневника» Олег Майков обращает внимание, что «Васильевский остров» города Рыбинск явно обделён арт-объектами в отличие от центра. Он считает, что «Ладью» нужно разместить вблизи места, где артефакт был обнаружен.
«Наиболее ценным и важным мы считаем не отдельные находки. Хотя, разумеется, очень радуемся и скоплениям бус, и целому стеклянному браслету, и кладам монет. Наиболее ценно то, что наши находки сообщают о поселении Усть-Шексна. Они — достоверные свидетельства того, что средневековая Усть-Шексна была единым торгово-ремесленным поселением значительной площади»,
— цитирует читатель слова Ирины Рыкуновой из нашей ранней публикации.
Вспомнили участники дискуссии и другие периоды в истории Рыбинска — промышленный, конструкторский, и удивились, почему «Ладья» конфликтует только с купеческим обликом города. Подвески характерной формы, на основе которых разработан эскиз скульптуры, относятся к ХI-ХIII веку.
Однако отклик горожан — не единственное, на что рассчитывает автор поста. По мнению Мити Кузнецова, установка арт-объекта в неудачном месте затрагивает интересы православных, Фонд президентских грантов и администрацию Рыбинска.
Как нам удалось выяснить, эскиз действительно обсуждали в департаменте архитектуры «на комиссии по монументам». Автор получил указание уточнить место размещения, доработать художественное решение, указать материалы и размеры, что и сделал.
— Место и художественное решение было доработано с учётом авторской концепции силуэтного восприятия арт-объекта на фоне волжских просторов и сторожевой башни Усть-Шексны и одобрено на совещании с участием профильных департаментов. Противоречий с элементами городского пространства на набережной не возникает. За автором остаётся право представить на согласование иное место размещения объекта,
— пояснила первый заместитель директора департамента архитектуры Лариса Шакирова.
Митя Кузнецов видит в посягательстве на целостный облик купеческого Рыбинска масштабную проблему и считает необходимым обсудить её на комиссии по культуре, историческому наследию и туризму в Общественной палате Ярославской области, членом которой он с недавнего времени является.
То ли дело вывеска ШТОРЫ… Приснится ночью описаешься) да и прочие «шедевры»))))
О, дааа) Уж образец безупречного дизайна и вкуса, так образец. Просто эталон (сарказм)
Помню как питерцы и москали протестовали против памятников Петру Великому от Шемякина и Церетели но в результате эти создания стали почти что наравне с Эйфелевкой. Дерзай, мастер. А вы, кретиканы, поймёте это: «Don’t shoot the pianist, he’s doing his best «.
За всей этой байдой о тысячилетии,продлённый глава совсем забыл (или не знает),что главный символ Рыбинска,это его герб и флаг.
Да уберите этого псевдоисторика Балалайкина Митю, куда подальше. Возомнил из себя знатока. Надоел до чертиков.
Название реки Черемухи, что протекает вдоль правого берега Волги, и там же и впадает в нее, вроде тоже имеет финно-угорское происхождение — Черемха. Так что финно-угорские названия характерны и для левого берега Волги, реки Шексны и ее притоков, и для правого берега Волги. Если это так, то никаких противоречий нет.
Противоречия есть только с эго Мити Кузнецова.
А почему бы Алексашину не подать заявку на реконструкцию исторической «Вшивой горки», что была в старые добрые купеческие времена на Волжской набережной. Народ бы валом попер. А то все давно приевшиеся Атлантиды , генсеки, а теперь ещё и языческие символы. Надо быть ближе к исторической правде давно минувших дней ! За идею можно не благодарить.
А не в Зачерёмушном ли районе была упомянутая «Вшивая горка»? Вроде бы где-то между ул. Покровской (Захарова) и Ярославской (Орджоникидзе).
Да, она находилась на месте Детсада по ул.Ордженикидзе…
Согласен с теми, кто за установку ближе к месту обнаружения. В противном случае центр и В.набережная окажутся перенасыщенными различными атрибутами. К примеру, на Кавказском побережье имеется много доменов, но никто эти валуны или сооружения не тащит в Анапу или Сочи, а в Крыму — в Симферополь или Бахчисарай…Туристы сами едут к ним за десятки и сотни километров и познают древность в месте обнаружения. Произведения Шемякина и Церетели это новодел и поставили их как символы времени. Славянский оберег по своему времени ближе по времени к Усть-Шексне и органически будет выглядеть именно в том месте. И экскурсоводам прибывающим туда по суше и с проходящих теплоходов, а также вновь приобретённого, будет о чём сказать своим слушателям и туристам.
Это не славянский оберег! Финно-угорское наследие, мерь.
Это наша история, при чём здесь православие. Больше нужно таких памятников.
Поддерживаю! Для объемного восприятия истории нужны самые разные памятники. Выпячивать только купечество и вывески Кузнецова — то же самое, что кастрировать историю Рыбинска.
Уважаемые рыбинец и Королев Павел Васильевич, относительно Вшивой горки. Ресурс rybinsk-once.ru в материале Площади Рыбинска подтверждает то, что я ранее где-то вычитал- Вшивая горка располагалась на Волжской набережной в районе настоящей ул. Ломоносова. Возможно, за р.Черемухой был ее филиал:) За Черемухой в указанной Вами местности располагались в то время, вроде, бараки для больных всякими заразными болезнями. Давно это было, точно не помню.
Вполне возможно, что и в начале ул. Ломоносова примыкающей к Волге. Там раньше был перевоз и горки с обоих сторон от съезда, ходить-ездить никуда не надо….А за Черёмухой барахолку очевидно могли именовать на старый лад — вшивая горка…В конце 50-х г.г. я там 1-2 раза был с отцом…
Газета-рыбинск в статье Судьбы революции подробно описывает все прелести этой Вшивой горки, кому интересно и кто знает, что такое вши и какова их роль в революции.
Мои близкие и я очень рады, что есть ещё Люди, которые ищут, помнят и ценят наше наследие. Огромная благодарность тем, кто не равнодушен к истинной истории нашего народа! Просто молодцы! Я из Углича и в ближайшее время обязательно побываем в этом месте. Ёлусь па ёлусь!