Что нужно знать перед тем, как встать на электросамокат

«Рыбинский дневник» изучил ситуацию: поговорил с местным прокатчиком и сотрудником полиции, изучил законодательные инициативы, договор аренды самокатов и ПДД.

С месяц назад в Рыбинске появился кикшеринг — непривычным для нашего уха словом называют прокат электрических самокатов. В городах-миллионниках на них катаются давно, а до Рыбинска мода добралась с опозданием. Сервис сразу понравился горожанам: в первые две недели услугами проката воспользовались тысячи пользователей. Вместе с радостью от нового развлечения растёт и напряжённость. Встревожены сотрудники ГИБДД, есть недовольные среди водителей и пешеходов. 

Добавляют масла в огонь федеральные новости. Каждый день в СМИ появляются сообщения о травмах, нарушениях правил, запретах и борьбе с электросамокатами, которые спровоцированы отсутствием чёткой позиции законодательства по поводу самокатов как средств передвижения.

 

Стоянка электросамокатов в Москве

Развлечение или средство мобильности? 

В Рыбинске для 60 самокатов, которые имеются в распоряжении сервиса, оборудовано десять парковок: две на Волжской набережной, по одной на Аллее Славы, у «Полёта», в Волжском парке, у памятника воинам-интернационалистам, на бульваре Ушакова со стороны улицы Крестовой, у парка имени Фейгина, на площади Дерунова и у железнодорожного вокзала. 

По словам предпринимателя Дмитрия Блохина, который купил франшизу, прокат пользуется популярностью: в первые две недели в приложении зарегистрировались более 2 000 пользователей. В пятницу, субботу и воскресенье возле парковок выстраиваются очереди. Всё нормально с загрузкой и на неделе — с 15 часов и до вечера найти свободный самокат сложно. Чаще всего катающихся видят на Волжской набережной от «Полёта» до Казанского, но кто-то бывает и в старом центре. Для большинства самокаты — развлечение. И на это есть объективные причины.

Парковки в двух районах города делают самокаты аттракционом, но не альтернативой общественному транспорту, такси или личному автомобилю. Чтобы кикшеринг составил им конкуренцию, необходима более развитая сеть прокатных пунктов. По словам Блохина, есть запрос на стоянки на проспекте Революции, улице 9 Мая, у проходных «Сатурна», на остановках общественного транспорта. Возможно, эту потребность удовлетворят в будущем, пока же предприниматели решили сосредоточить внимание на центральной части Рыбинска и на «Дёмино», где кикшеринг появился даже немного раньше, чем в городе. 

Вместе с этим, электросамокат — это транспортное средство и требует к себе соответствующего отношения. Без легкомыслия, с соблюдением правил вождения.

 

Ответственность и практика наказания 

С культурой вождения у клиентов кикшеринга, как выяснилось, проблемы. Первыми внимание на это обратили в рыбинском отделе ГИБДД. Находясь на проезжей части, редкие водители заботятся о своей безопасности, а многие выезжают на проезжую часть, не имея на это никаких оснований.

В Правилах дорожного движения понятия «электросамокат» до сих пор нет. Поэтому пока полицейские трактуют транспорт так: если мощность самоката находится в границах от 250 ватт до 4 000 ватт, он входит в категорию «мопед». Таким транспортом можно управлять только с 16 лет, пройдя обучение в автошколе и получив в водительском удостоверении отметку в категории «М». Это правило распространяется и на управление мопедом и скутером. 

— Прежде чем взять электросамокат, человек должен посмотреть его мощность, чтобы не оказаться нарушителем правил дорожного движения. В противном случае его могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 12 КоАП «Управление без права управления». За нарушение могут эвакуировать транспортное средство, оштрафовать на сумму от 5 до 15 тысяч рублей. Несовершеннолетних нарушителей могут поставить на учёт,

— говорит старший инспектор группы по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Рыбинска Денис Фиялковский.

На электросамокате мощностью выше 250 ватт нельзя кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам. Управляющий самокатом должен соблюдать все правила движения, как и любой другой водитель. Например, ездить по установленной полосе, не выезжать на тротуар и ездить в шлеме. В случае, если самокат маломощный, водителя приравнивают к пешеходу, то есть ему не место в потоке транспорта. 

Обилие оговорок и отсутствие чётких указаний в законе вносит неразбериху в ситуацию.

 

Кикшеринг в Волжском парке Рыбинска

Слепая зона в законе

По официальной статистике число ДТП с участием самокатов, гироскутеров и моноколёс в стране за год выросло почти в три раза — в 2020 году ГИБДД зафиксировала более 330 аварий с участием средств индивидуальной мобильности. Это на 180 % больше, чем в 2019 году.  

Разговоры о внесении правок в законы идут с 2016-го, однозначная практики действий в отношении самокатчиков-нарушителей до сих отсутствует. В настоящее время Минтранс подготовил поправки к Правилам дорожного движения. Если их примут, самокатам тяжелее 35 кг запретят выезжать на тротуары, возможно, для них закроют территорию около торговых центров и пешеходные зоны. Максимальная скорость движения средств индивидуальной мобильности в городе будет ограничена 20–25 км/ч. Как при этом правила будут учитывать мощность самокатов, пока непонятно. 

Необходимо готовиться к вводу ограничений на деятельность и организаторам кикшеринга. Если поправки примут, для операторов введут списки нарушителей, обяжут установить датчики для автоматического определения веса пользователей, а также системы распознавания агрессивного вождения.

— Очень ждём, когда законодатели примут какие-то чёткие правила. Рассчитываем, что они будут адекватные. Нам всем будет проще и понятнее работать. Нужно федеральное регулирование, региональное,

— говорит Дмитрий Блохин.

Законы изменяют долго — правки уже несколько раз отправляли на доработку. Пока же остаётся надеяться на благоразумие пользователей.

 

Мнение бизнеса

Организаторы кикшеринга в Рыбинске со своей стороны уже приняли профилактические меры — ограничили максимальную скорость передвижения до 20 км/ч. По словам Дмитрия Блохина, это ограничение будет действовать до тех пор, пока в парке на Волжской набережной не появится велодорожка. Таким образом, сейчас в Рыбинске можно кататься на скорости 15 и 20 км/ч, а режим в 25 км/ч — тариф «Спорт», недоступен. Так пытаются достичь компромисса между спросом пользователей и правилами.

— Мы за культуру езды. Сбить человека и повредить что-то можно на любом транспортном средстве. Правового регулирования по этому вопросу пока нет, ждём, чтобы это скорее произошло. Мы против того, чтобы организовывали охоту на ведьм. Есть же и частные самокаты, владельцев которых в случае спорной ситуации просто невозможно найти. А мы можем по трекеру отследить, кто ехал в этот момент и на каком самокате. В этом преимущество прокатных самокатов,

— говорит Дмитрий Блохин.

С учётом пользователей в сервисе и впрямь всё в порядке. Оператор располагает данными о том, кто, на каком самокате, в какое время передвигался, где завершил аренду и не было ли во время пользования эксцессов. Под эксцессами понимаются поломки, попытки выехать из зоны покрытия, попытки вывезти технику на машине. В любой сомнительной ситуации GPS-датчики сигнализируют оператору о происходящем, а аренду нельзя завершить, не доказав владельцу, что транспорт невредимый.

 

 

Пользовательская ответственность

Вся ответственность пользователя отражена в договоре приложения. Всем, кто собирается проехать по городу, рекомендовано ознакомиться с правилами пользования. Там детально прописаны правила сервиса, выдержки из Правил дорожного движения и все имеющиеся ограничения. К примеру, арендованный электросамокат запрещено нагружать выше чем на сто килограммов. Масса рюкзака входит в эту цифру. Нельзя ездить на двухколёсном по двое. Также запрещено пользоваться арендой лицам, не достигшим 18 лет. Электросамокат непригоден для трюков и прыжков на нём. Нельзя передвигаться с ним по неровным поверхностям, ямам, выбоинам, горкам, лужам и бездорожью. 

— Если человек ставит галочку не читая, то я не могу это контролировать. Человек берёт ответственность за то, что он прочитал. Там прописаны штрафы, которые мы в случае нарушения имеем право взыскивать. И мы будем это делать обязательно. Если будут основания, то мы будем штрафовать вплоть до блокировки аккаунта. Человек просто не сможет воспользоваться нашими услугами,

— предупреждает предприниматель. 

Список пунктов в соглашении достаточно длинный, поэтому всем желающим воспользоваться сервисом лучше не совершать спонтанных поступков, а заранее подробно прочитать текст документа. В случае спорной ситуации пользователь может нести двойную ответственность: перед ГИБДД и перед прокатчиками.

 

Текст: Юлия Шурыгина

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Последние новости

  1. Жительница Рыбинска второй раз поддалась уговорам мошенников
  2. Пациента с ожогами доставили из Рыбинска в Ярославль на вертолёте
  3. Сотрудниц рыбинского вокзала и пассажирок поздравили с 8 Марта
  4. Жителей Рыбинска приглашают на «Комнаты»
  5. Мост в Рыбинске откроют для проезда по ночам в праздничные выходные
    леонид

    Покупайте лучше электроколесо для любого велосипеда, хоть отцовского, или велик уже с ним, пока не дорого а эти приблуды вскоре должны запретить, как и мотороллеры и мопеды, оставив только гироскутеры и катайтесь по дорогам где нет знаков. Ну а прокатчики, похоже, прогорят.

    Ответить

    Александр

    Что помогло бы при отсутствии велодорожек — это полноценное снижение скорости автомобилей на улицах до 30 километров в час, на которое сейчас переходит весь мир. Такая скорость позволит на отдельных улицах использовать проезжую часть для средств индивидуальной мобильности и снизит остроту проблемы.

    Ответить

    Некто

    Первым делом вспомните, что для перемещения собственной туши природа дала человеку ноги. И этого достаточно. Во-вторых, правила движения велосипедов чётко прописаны в ПДД, если мозги на месте, то легко усваиваются. Так что бросайте позориться этой дурью, и покупайте нормальный велик по вкусу.

    Ответить

      Старый рыбинец

      Некто
      Не в бровь а в глаз! И не прибавить не убавить. Только велосипед — от старых советских за пару тысяч на сайте продаж до малообслуживаемых многоскоростных на планетарной втулке (Лучше не Шимано). А на трещёточном или кассетном многозвёздном раскрывайте карман на частые ремонты, настройки, замены и обслуживание. И будет вам мобильность и здоровье .

      Ответить

    Королёв Павел Владимирович.

    Э/самокат действительно компактное и мощное транспортное средство и как любое ТС относится к ИСТОЧНИКАМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ. А если так, то надо определить возраст, с которого им можно управлять и ответственность ВЛАДЕЛЬЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА за вред причинённый гражданам, имуществу или за создание опасности причинения вреда окружающим …По гражданскому кодексу РФ ответственность за причинённый вред возлагается на собственника ТС… НАДО ПОТРЕБОВАТЬ ОТ СОБСТВЕННИКОВ САМОКАТОВ, ЧТОБЫ ОНИ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ СТРАХОВАЛИ СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АНАЛОГИИ С ВЛАДЕЛЬЦАМИ МАШИН, МОТОЦИКЛОВ, КВАДРОЦИКЛОВ и т.д. Если им дали право безвозмездного пользования земельными участками под стоянки ТС, то пусть воспримут как должное требование в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЗАСТРАХОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…Это позволит компенсировать причиняемый вред потерпевшим и повысит ответственность за свою деятельность…Пускать эти вопросы на самотёк ни в коем случае нельзя иначе, в ближайшем будущем, придётся ставить вопрос о закрытии проката самокатов. Если за год количество ДТП возросло в 2 раза, то кратное увеличение правонарушений с участием самокатов возможно уже в настоящее время…Двух колёсного джина легко выпустить из под контроля и если учесть, что некоторые на самокате иногда едут вдвоём, бухие, пивные или обколотые, то до массового травматизма остался всего один шаг…

    Ответить

    Никодим

    С начала года аварийность связанная с самокатами в РФ увеличилась вдвое. 12 июня в Кисловодске мэр города катаясь на самокате упал и ударился головой в бардюр.Сейчас он в коме ,доставлен в Москву , в госпиталь им. Бурденко.
    В Рыбинске на самокатах и кататься то негде. Хвастались будут строить велодорожки , а оказалось под бизнес владельцев самокатов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: