Первые предупреждения о том, что у «Рыбинскэлектротранспорт» могут возникнуть трудности финансового характера, стали поступать от руководства предприятия после введения на территории области транспортных карт.
Если ранее льготники могли выбирать способ оплаты проезда в троллейбусах — 25% пассажиров пользовались электронным билетом, а 75% предпочитали оплату наличными, то с января 2016 года использование транспортных карт станет обязательным для всех, кто имеет право на льготный проезд. Из-за этого плата за обслуживание транспортных карт со стороны перевозчика возросла в четыре раза и составляет четыре миллиона рублей в год вместо одного, как было раньше.
Вместе с порядком оплаты изменился и оператор, отвечающий за обслуживание карт и приборов, снимающих с них показания — обслуживать карты вместо ООО «Регионкардс» определено ГБУ ЯО «Яроблтранском».
Тревога руководства ОАО «Рыбинскэлектротранспорт» о том, где найти дополнительные три миллиона рублей в год при оставшихся неизменными тарифах понимания в области не нашла.
Второй момент, который внушает опасение руководству предприятия — это изменившиеся условия перечисления субсидий за перевозку льготников. Если раньше платежи от Агентства транспорта ЯО поступали равномерно, то теперь на перевод денег введена отсрочка в три месяца, и то с оговоркой, что переводы Департамент транспорта будет делать, если получит средства от Департамента финансов ЯО.
В руководстве предприятия подписание договора на таких условиях посчитали невозможным, и в ответ составили протокол разногласий. Последствия этого решения напрямую отразились на цифрах банковских счетов троллейбусного предприятия — переводы по субсидиям не покрыли даже сентябрьские издержки, а совокупный долг областных структур исчисляется цифрой со многими нулями.
Генеральный директор «Рыбинскэлектротранспорт» Владимир Матросов не скрывает своей обеспокоенности:
— Где мне взять дополнительные три миллиона в год, чтобы покрыть затраты оператора? У людей от зарплат оторвать? Или за электроэнергию не платить? Ответов нет. Дело идет к остановке предприятия. Есть вероятность отключения электроэнергии — договоренность об отсрочке платежа с ее поставщиками действует только до 17 декабря. Могут возникнуть и задержки по выплате заработной платы работникам, как это было в 90-е годы. Кроме этого на носу новогодние каникулы, когда большинство предприятий-поставщиков не работают. Нам надо сделать производственные запасы, купить материалы и запчасти. Если не приобретем сейчас, то рухнем в январе. Нас по-настоящему загоняют в угол.
Чтобы привлечь внимание к ситуации и попытаться найти из нее выход, руководство «Рыбинскэлектротранспорт» направило обращения председателю правительства области Александру Князькову, в Ярославскую областную Думу и прокуратуру. Пока действенного отклика на эти письма нет. На предприятии надеются на то, что конструктивный выход все же будет найден, одновременно с этим готовятся к проверкам со стороны профильных надзорных органов.
Рыбинский дневник будет следить за развитием транспортной ситуации.
Надежда Лазарева