В котельной Зачерёмушного района по обеим сторонам длинного прохода в три этажа переплетаются толстые и тонкие трубы. За лабиринтами трубопроводов — огромные, до потолка, паровые и водяные котлы, лестницы, короба вентиляции. В помещении холодно — пока опрессовывают тепловые сети, котельная не работает. У приборов мужчины в куртках с логотипом «Рыбинская генерация».
Стрелка манометра вяло переползает шестёрку — преодолевает отметку рабочего давления, дрожит, будто не верит в то, что способна на большее. Позади наблюдателей нарастает гул — в работу вступают более мощные насосы. Семь, семь с половиной, восемь — и резко назад. Расходомер воды показывает утечку.
«Всё, где-то прорвалось», — выдыхает Потехин. Ожидания гендиректора от присутствия на гидравлических испытаниях одной из самых больших котельных Рыбинска оправдались. Чем больше слабых мест и неисправностей будет выявлено и устранено сейчас, тем меньше аварий случится зимой, считает руководитель. Испытания останавливают, мастер смены отдаёт распоряжения ремонтной бригаде, которая наготове и ждёт выхода на линию.
«Это сейчас мы даём восьмёрку, а через год доведём до десятки, а ещё через год — и до 12-ти», — говорит Алексей Потехин. Он верит, что после ремонтов и модернизации тепловые сети, о которых все в Рыбинске привыкли думать как о ветхих, будут справляться с двойной рабочей нагрузкой.
С декабря 2019 года за обеспечение Рыбинска теплом и горячей водой отвечает дочернее предприятие ПАО «ТГК-2» «Рыбинская генерация». Компания взяла на себя долги МУП «Теплоэнерго» и в течение 20 лет по концессионному соглашению будет эксплуатировать городское имущество. Основная задача, которую поставили перед теплоэнергетиками в головном предприятии — снизить до минимума тепловые потери. Гидравлические испытания магистральных сетей — одно из мероприятий для достижения намеченного результата. Каждая котельная эту процедуру за межотопительный период пройдёт дважды. Майский этап уже позади, следующий намечен на конец лета.
Три дня в мае каждый дом в Рыбинске оставался без горячей воды. Всё это время сотрудники «Рыбинской генерации» напряжённо работали. За этот срок им было необходимо снизить температуру теплоносителя в сетях до безопасной, опрессовать магистрали, промыть и заполнить систему горячей водой.
— Не всякую утечку можно устранить зимой. Каждое аварийное отключение тепла во время морозов — это дискомфорт для жителей. Кроме того, сливать горячую воду с магистральных участков — это терять деньги. От зимних аварий всем плохо. Нам приходится ждать тёплой погоды, зная, что утечка есть. К тому же, устранять последствия раскопок литым асфальтом дорого, он в три раза дороже обыкновенного. А в межотопительный период ремонт можно сделать в плановом порядке,
— поясняет гендиректор «Рыбинской генерации» Алексей Потехин.
Чтобы справиться с масштабной нагрузкой, на предприятии пересмотрели режим работы сотрудников: теперь ремонтами занимаются три комплексные бригады — часть людей выполняет земляные работы, другие монтируют трубопроводы.
Результат гидравлических испытаний принимает лаборатория предприятия.
— Промывка и прогрев происходит на третий день испытаний. Мы выбираем контрольные точки, где есть хорошие связи с ливневой канализацией или открытые участки. Там можно сбросить воду. После окончания гидравлических испытаний лаборатория проводит анализ на цветность, мутность, содержание железа,
— рассказывает специалист.
Потехин признаётся, что достичь необходимого результата не всегда получается с первого раза. Так было на котельной «Веретье», где лаборанты завернули первую партию проб воды, и магистральные трубы пришлось промывать повторно. Однако усилия себя оправдывают: чем меньше в трубах грязи, тем более качественный теплоноситель поступает в жилой сектор. Результат этих мероприятий рыбинцы оценят зимой, правда, только в том случае, если и управляющие компании качественно выполнят промывку внутренних систем дома.
Обязательное проведение гидропневмопромывки внутренних систем в многоквартирных домах — условие, на выполнении которого «Рыбинская генерация» настаивает. Эта процедура подробно описана в нормативах, но к её проведению некоторые УК оказались не готовы. Чтобы подключить компрессор и промыть батареи в двух направлениях, а потом продуть водой вперемешку с воздухом, внутренние сети МКД необходимо модернизировать. Это требует дополнительных средств и рук. Представителей управляющих организаций приходится убеждать, искать компромиссы.
— В Ярославле все управляющие компании всегда сдают качество гидропневмопромывки ресурсоснабжающей организации. В случае выявления каких-либо замечаний совместно с управляющими компаниями будем составлять графики их устранения
— рассказывает Алексей Потехин.
Подход «Генерации» находит поддержку у руководства рыбинского департамента ЖКХ. В администрации Рыбинска заинтересованы, чтобы концессионер рационально использовал муниципальное имущество — не только эксплуатировал, но и улучшал, обеспечивая горожан услугой хорошего качества. На Рабочей, 1 следят и за соблюдением интересов рыбинцев. Так, рыбинским теплоэнергетикам придётся работать в более быстром темпе, чем их коллегам в Ярославле. За 14 суток, отведённых на техобслуживание оборудования СанПиНом, они выполнят и гидравлические испытания трубопроводов, и плановый ремонт оборудования котельных. По согласованному с администрацией графику, повторные гидравлические испытания начнутся с 12 августа.
А то что с дорогой, очищенной за валюту импортными реагентами питьевой водой с Водоканала, они работают и вынуждены вновь её умягчать за большие деньги никто не говорит? Нормальные хозяева в мире лучше очистят воду из естественных источников, которых у нас в избытке и с меньшими затратами и тогда не так быстро буду гнить трубы отопления. Кстати мало где, как у нас, пожары тушат качественной питьевой водой. а власть почему-то не знает. Вот откуда и подорожание в наших квитках. А про рост аппарата бездельников-рукамиводителей все знают. Смотрите на сайте Северного Водоканала .