Череда «газовых» ЧП, произошедших в России и Ярославской области этой зимой, заставляет вернуться к проблеме, которая на фоне пандемии отошла на второй план, забылась. Эта проблема — состояние внутриквартирного газового оборудования. Плиты, колонки, газовые котлы, подводящие шланги и запорная арматура нуждаются в регулярных проверках, иногда — в ремонтах. Но проблема не в этом.
Часто жильцы не открывают мастерам двери, не допускают к осмотру. А многие вообще не заключили договоры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, хотя эта обязанность закреплена в жилищном кодексе, а за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования предусмотрена ответственность по Административному кодексу. Статья 9.23 КоАП РФ предусматривает за нарушение штраф от одной до двух тысяч рублей.
— В этом году мы столкнулись с парадоксальными ситуациями, когда в одном доме действуют договоры сразу с двумя обслуживающими организациями. Но на фоне основной проблемы такие дома редкость. Гораздо больше таких, где жители не позаботились о заключении договора. По опыту, таких собственников до 30%,
— говорит заместитель генерального директора ООО «Запад Электромонтаж» Алексей Крюков.
Организация, где он работает, одна из специализированных организаций Рыбинска, имеющих право проводить техобслуживание газового оборудования в домах и квартирах.
Специалист рассказывает, что работы на этих участках организованы по-разному.
Подрядчика на обслуживание внутридомового имущества имеет право выбрать управляющая компания, и особых проблем на этих участках нет. Вернее, они находятся всё по тому же адресу — в квартирах. Общедомовое газовое оборудование включает в себя коммуникации от распределительного устройства ресурсоснабжающей организации до внутриквартирного крана. А попасть в квартиру, чтобы проверить герметичность крана, — проблема.
Подрядчика на ТО внутриквартирного оборудования должен выбирать собственник. Хозяин жилплощади может заключить со специализированной организацией индивидуальный договор или перепоручить это председателю совета дома. Для этого необходимо внести соответствующую запись в протокол общего собрания.
— В домах, где активные старшие, проблем с договорами, как правило, не возникает. Если люди понимают, что с газом шутки плохи, то и в квартиры пускают чаще. А наш опыт доказывает, что проводить обслуживание необходимо: какие-либо неполадки оборудования выявляются в каждом многоквартирном доме,
— отмечает собеседник.
Случается, что домовые сети обслуживает одна организация, а договор на проверку плит и колонок заключен с другим подрядчиком. Свобода выбора, которую предоставляет законодательство, в данном случае играет против собственников, поскольку вносит путаницу, тревожит бдительных граждан, а в конечном итоге мешает содержать газовые сети и оборудование в исправности. Переломить отношение не помогает ни удобный график проверок — специалисты могут прийти на проверку и вечером, ни призывы об осмотрительности и осторожности.
Как отмечает собеседник, это понимают и на уровне государства. Сейчас на рассмотрении Госдумы РФ находятся законодательные инициативы, которые направлены на совмещение подрядчиков. То есть не исключено, что в будущем обслуживать все разновидности газового оборудования в доме будет одна организация. Но пока этого нет, собственникам нельзя оставлять состояние квартирных плит, колонок и котлов без контроля.
Специалисты отрасли обращаются к собственникам: проверьте, если у вас договор на ВКГО, вспомните, когда в последний раз проходила проверку ваша плита или колонка. Осмотр должен проводиться не реже одного раза в год.
Если есть вопросы о техническом состоянии газоиспользующего оборудования, обращайтесь с ними в обслуживающую организацию. А если чувствуете запах газа, немедленно звоните в аварийную службу по номеру: 04.
Пришли, не слушая жалобы и вопросы хозяина, спросили (без документов) какого года плита, будто сами не спецы, потыкали газоанализатором, и не проверив вентиляцию анемометром и наглухо ли задраены пластиковые рамы, просто распихали квитки на полтыщи — правда это про я про «газовиков» из РГС. Помню при СССР там газовикам платили адекватно и приходили даже женщины и делали мелкий ремонт, вплоть до замены сальников на газколонках и деньги не драли.