На часах 18-05, за час до концерта в большом зале ОКЦ пустынно. Оживление только на сцене. Она залита ярким светом, музыканты терпеливо, многократно и при этом слегка небрежно проигрывает одну и ту же мелодию. У микрофона — Стас Майнугин. Прикрыв глаза, он поёт одну из своих песен, но я, увы, не могу разобрать слов. Идёт саундчек — нудная и кропотливая настройка звука перед концертом.
Голос Стаса то появляется в боковых мониторах, то вновь пропадает. Время идёт, в воздухе чувствуется напряжение… Наконец баланс настроен, и музыканты уходят в гримёрку, чтобы хоть немного отдохнуть и настроиться перед выступлением. До концерта остаётся меньше часа. Пожалуй, это лучшее время для общения.
В гримёрке непринуждённая обстановка, на столе чай, фрукты, бутерброды. Стас Майнугин сидит в стороне, пьёт минералку, много шутит и улыбается. Ну что же, начнём разговор, пожалуй?
Текст: Леонид Продан
За атмосферные фото благодарим SMIRNOFFillm
— Стас, ты довольно часто выступаешь в Рыбинске. Чем тебя привлекает наш город?
— Ну, начнём с того, что я родился и вырос в Рыбинске, и даже прожил большую часть жизни здесь. Учился, работал доктором в Больничном городке. Это моя Родина, я просто её люблю.
У Рыбинска интересная история, архитектура. Он относительно не старый, хотя сейчас историки и «накопали» что-то там такое про его почти тысячелетний возраст. Не знаю, честно говоря, как к этому относиться… Рыбинск явно не такой, как города Золотого Кольца, образы которых сложились после польско-литовского нашествия. Он кардинально отличается своей планировкой, стилем от соседних старинных городов, которые я, конечно, тоже очень люблю. Его активно застраивали, начиная с времён Екатерины Великой, во всём подражая Петербургу. Ведь здесь есть даже типичные для Питера дворы-«колодцы». И в этом — его фишка.
Я обожаю приезжать в Рыбинск летом, когда большая часть жителей уезжают в отпуска, на дачи. Очень люблю тёплыми летними вечерами гулять по историческому центру, когда он не переполнен людьми. Люблю прогуляться через мост на левый берег Волги, в Александровскую Слободу, зайти в гости на чай к Мите Кузнецову.
Ценен Рыбинск для меня и в плане творчества — это «город творческого разлома». Здесь отлично сочиняется, хорошо записывать новый материал.
— Все мы родом из детства, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери. И это совершенно естественно, что наши предпочтения в музыке, литературе, живописи закладываются в нас именно в детстве и юности. Как сложились твои музыкальные предпочтения, кто из известных музыкантов и коллективов оказали на тебя наибольшее влияние?
— Если говорить о моих музыкальных предпочтениях, не разделяя их на песенные и джазовые, то на первых позициях в списке любимых музыкантов окажутся Стинг, Пол Маккартни. Стинга я люблю за присущее ему смешение стилей, Маккартни считаю одним из самых грандиозных мелодистов в мире. Причём я с удовольствием слушаю как его старые альбомы, давно признанные классикой, так и совсем свежие работы. Он реально продолжает писать хиты! До сих пор. И это потрясающе! Кого ещё люблю? Эрика Клэптона, Марка Нопфлера, Ленни Кравиц…
Ты знаешь, я не зацикливаюсь на чём-то одном. Мне, как уже профессиональному музыканту, интересны те приёмы, которыми в своём творчестве пользуются великие. Когда мы только начинали играть, то просто-напросто копировали кого-то из известных личностей, как и многие другие музыканты. Но со временем мы стали создавать уже свои произведения, которые, в принципе, ничуть не хуже. Создавать и играть их всегда интереснее, но внимание к столпам от этого не ослабевает.
А с песнями у меня вообще другая история — я вообще не могу «снимать» чужие песни. Есть понятие «плагиат», а есть — развитие на основе чего-то, придуманного ранее. В этом — вся разница!
— А ты помнишь твой первый музыкальный инструмент? И что ты можешь рассказать о нём?
— Первым инструментом, как и у всех, наверное, были ложки (смеётся). Ещё была скрипка, но она сгорела, причём сгорела быстро, ведь она же не контрабас. Вот он большой, горит долго… (опять смеётся).
Можно считать, что первым моим инструментом был мой голос. Ведь я пел в хоре «Соколята». Это было в конце 70-х и снимки того периода даже вошли в книгу, выпущенную к юбилею этого прославленного коллектива. Мальчик на фотографии с первой странице книги — это я. Ну, а потом я начал заниматься на фортепиано, в школе был клавишником в молодёжном музыкальном коллективе, мы играли хард-рок. А на духовых я начал играть поздновато, лет в 17.
В середине 80-х возник интерес к «стиляжничеству»: появились и стали мега-популярны группы «Браво», «Мистер-Твистер», бит-квартет «Секрет», другие. В звучании этих команд обязательно присутствовал саксофон. Мы решили полностью переделать наш саунд, стать более модными и актуальными. Увы, у нас не было саксофониста, но мы нашли какой-то древний саксофон — в профкоме при депо «Ярославль-Московский». Принесли его ко мне домой, он провалялся у меня под кроватью примерно год. За это время мы так и не нашли человека, готового на нём играть. Вот так, собственно, я и стал саксофонистом.
— А как тебе удалось совместить в себе две полярности — врача и джазового музыканта?
— Ну, я не первый такой. Среди докторов есть огромное количество музыкантов. Далеко ходить не надо — наш земляк Леонид Вейсблат. Хотя он и не джазист, но я очень ценю его творчество и считаю одним из лучших бардов нашей страны.
Сам я являюсь арт-директором подмосковного фестиваля «Джаз тихой заводи». В этом году мы покажем зрителям проект «Дело врачей». Это коллектив, целиком состоящий из людей, пришедших в профессиональную музыку из медицины. На контрабасе у нас будет играть Билли Новик, солист популярнейшей группы «Billy’s Band». На барабанах Андрей Казанцев — великолепный барабанщик и преподаватель Казанского института Культуры, отработавший восемь лет фельдшером на «Скорой помощи». Также из «наших» клавишник Володя Штейн и, конечно же, мой отец Вадим Майнугин. Ещё я хочу «выцепить» пару человек из Израиля, у них там есть коллектив, который называется «Blues Doctors». Они, правда, больше блюзовые ребята, но я думаю, что мы с ними отлично сыграемся.
Магазин-салон «Тоника» в «Юбилейном» на 2 этаже
Любые музыкальные инструменты, профессиональный свет и звук, аксессуары и учебная литература.
Прокат звука и света, концертные инсталляции
Звоните: +7 (980) 659-57-28, пишите: lprodan@mail.ru
— Что ты чувствуешь при выходе на сцену? И меняются ли эти эмоции с годами и с накопленным опытом?
— Сначала, конечно, было страшно. Потом, со временем, страх прошёл и появился определённый кураж. Хотя творческое волнение присутствует всегда. Когда произошла вся эта история с инсультом [в ноябре 2017-го Стаса госпитализировали — прим. редакции], ты знаешь, снова возник страх при выходе на сцену. Но сейчас уже намного легче.
— Твои поклонники знают, с какими проблемами со здоровьем тебе пришлось столкнуться относительно недавно. Если честно, я откровенно восхищён твоей силой воли. Что послужило для тебя главным мотиватором?
— Если честно, с первого же дня мне просто хотелось вернуться к жизни. И к творчеству, конечно же, поскольку это очень важная часть моей жизни. Я просто сразу же, не задумываясь, начал заниматься восстановлением себя, и сейчас этим тоже активно занимаюсь. Вот завтра с утра поеду заниматься гимнастикой…
— Это завтра, а сейчас тебе предстоит выйти на сцену, встретиться с публикой. Твой зритель — он какой? Ты ощущаешь его энергетику во время концертов или публика ждёт отдачи энергии от тебя и музыкантов?
— А о какой энергии ты говоришь? О кинетической, потенциальной? (улыбается) Если говорить серьёзно, то по личному опыту могу сказать, что у джаза вообще разборчивая публика. Рыбинский зритель, например, достаточно избалован хорошей музыкой, ярославский — даст фору рыбинскому. У нашей публики высокие запросы, которым мы стараемся соответствовать. У проекта за пять лет его существования сформировался костяк. Помимо постоянных участников в коллектив приходят новые музыканты. Порой это очень именитые люди, даже в планетарном масштабе. И меня это очень радует. И ещё меня очень радует, когда наши концерты привлекают всё новых и новых зрителей. Значит, всё это делается не зря.
— Расскажи о музыкантах, которые участвуют в рыбинском концерте.
— С огромным удовольствием! Начнём с ритм-секции. Вместе с Володей Борисовым мы играем уже лет 12. С ним мы записывали первый песенный альбом на студии Димы Денисова, а зрители могли видеть этого барабанщика в очень разных проектах. На басу играет Володя Переверзев. Он приехал в Ярославль из Мурманска. Живёт здесь почти три года и не жалеет об этом. Выступает с нами клавишник Лёша Бояринцев. Это великолепный рыбинский музыкант с уникальной манерой исполнения. Я считаю его музыкантом экстра-класса. Он постоянный участник прекрасного рыбинского коллектива «Dimetric Band».
На гитаре у нас играет Саша Никифоров, настоящая легенда ярославской рок-сцены. Группа «Кроссворд», в которой он выступал, единственная рок-группа из Ярославской области, которая попала в «Антологию Русского Рока». Это дорогого стоит. И ещё с нами выступает Илья Ершов — великолепный скрипач из Архангельска, который совсем недавно переехал в Ярославль и уже основательно здесь осел. У него даже в Рыбинске уже есть свои поклонники. Очень яркий и самобытный музыкант. Я вообще очень счастлив тому факту, что мне удаётся собрать вместе таких талантливых и сильных музыкантов. Это даёт уникальную возможность играть во всём многообразии стилей и направлений, причём играть очень качественно. Песни от этого только выигрывают.
— Давай поговорим о твоём песенном творчестве. Как давно и откуда появилась идея писать песни, что для тебя является источником вдохновения? И что, обычно, рождается первым — музыка или слова?
— Сочинять песни я начал, ещё будучи школьником. Но всё это, конечно, было несколько несерьёзно. Потом я долго не писал стихов, хотя у меня это получается довольно-таки неплохо. Сейчас я пишу ещё и прозу, и отдельные рассказы читаю во время выступлений.
Думаю, что осознанно я начал сочинять песни году в 2007. Они все — это результат неких личностных переживаний. Откуда они ко мне приходя, сказать сложно. Иногда снятся, иногда я пишу их на один присест, а есть песни, которые я пишу несколько месяцев. Чаще первыми появляются слова, а потом к ним уже рождается музыка. А бывает и наоборот. Сегодня на концерте, кстати, как раз будет премьера песни «Возрождение», которая долгое время существовала просто как мелодия.
… В это самое время прозвучала команда: «На сцену!» Поблагодарив Стаса и его музыкантов, я опрометью побежал в зал. Увы и ах, зрителей в нём было не так много, как мне бы хотелось. Жаль, если честно, ведь сам концерт был великолепен. Ребята отработали на все 100%, а то и гораздо больше. А мою душу в очередной раз переполнила гордость от сознания того, какими талантами богат наш город и наша область.
Мир всем! Ваш музыкальный фанат Леонид Продан