Что происходит, когда здравый смысл и удобная организация работы — ничто в сравнении с амбициями чиновников.
Жилой район у бассейна «Сатурн» внешне выглядит благополучным, однако и жители престижных многоэтажек не застрахованы от коммунальных проблем. Например, в настоящее время на верхних этажах высоток не бывает воды. И, хотя коммунальщики обещают устранить аварию, от её повторения в будущем собственники элитного жилья не застрахованы. Причина не в электрике или механике, а в негибкости ответственных лиц из жилищно-коммунального блока рыбинской администрации.
Вода на верхние этажи многоэтажек не поступает по банальной причине: сломался насос, который нагнетает воду в многоэтажки.
По нормативам в насосной должно быть три единицы оборудования, но фактическое количество насосов давно не соответствует расчётному. Дополнительные агрегаты несколько лет назад не то украли, не то демонтировали из-за поломок, но факт остаётся фактом: единственный насос работает на износ. Вернее, работал, потому что экстремальные нагрузки не могут продолжаться вечно. Поломку можно было ожидать, а решить вопрос с ремонтом оказывается сложно. И вот почему.
Имущество девяти многоэтажных домов обслуживают шесть управляющих организаций: ТСН и пять «управляшек». Насосная для них — этакий сын полка. Постановлением администрации Рыбинска насосное оборудование считается общедомовым имуществом. Вкладываться в его ремонт и содержание обязаны собственники — все, кто им пользуется. Казалось бы, в теории всё понятно, но на деле ситуация очень запутанная.
— Несколько лет назад насос уже выходил из строя. Тогда его отремонтировала за свой счёт УК «Ваш выбор». Остальным выставила счета, но платить им никто не стал. Как-то была попытка взять насосную на совместное обслуживание, от такой формы наотрез отказалось ТСЖ,
— вспоминает экс-директор управляющей компании «Муниципальная» Андрей Князьков.
УК «Муниципальная» обслуживала дом на Новой, 21. Сейчас обязательства этой УК взяла на себя «Рыбинская управляющая компания». Она — единственная из всех следит за состоянием насосного оборудования. Четыре других УК и ТСН не стали заключать договор на обслуживание, аргументировав это разными обстоятельствами. Хотя вроде бы должны были это сделать.
— В 2005 году администрация выпустила постановление, по которому насосное оборудование закрепили за собственниками. УК его оспаривали, но постановление прошло все экспертизы, проверку УФАС, прокуратуры, и до сих пор действует. Оно закрепляет за УК доли в насосных станциях до десятых долей процента. Проблемы в том, чтобы рассчитать суммы за ремонт и обслуживание насосов и перечислять их какой-то одной организации, нет,
— говорит заместитель директора департамента ЖКХ, транспорта и связи
Алла Тетюшкина.
Управляющие компании пытались отменить постановление администрации не просто так, а потому, что оно противоречит логике жилищного законодательства.
По всем принятым нормам ответственность управляющих компаний за состояние общедомового водопровода начинается от границы дома. Насосная находится во дворе, за десятки и сотни метров от многоэтажки, и классифицировать оборудование необходимо наравне с колодцами и магистральными трубопроводами.
Отвечать за обслуживание насосов должен поставщик ресурса водоканал.
В поддержку этой точки зрения говорит и практика, которой следует поставщик горячей воды и тепла. Насосы «Рыбинской генерации» располагаются в тех же помещениях, где и насосы, подающие холодную воду. Теплоснабжающая организация обслуживает и ремонтирует их безо всяких вопросов к жителям и УК, не устраивая проблемы из рядовой рабочей ситуации.
Однако в администрации не хотят признавать этого факта. По мнению департамента, здравый смысл и удобная организация работы — ничто в сравнении с решением департамента, пусть и морально устаревшим.
Алла Тетюшкина не видит проблемы и в том, чтобы решить сегодняшнюю проблему «красных шапочек», приобретя один, а лучше два новых насоса. Цена вопроса, по её словам, невелика — 100-150 тысяч рублей за штуку. При этом она упускает из внимания тот факт, что УК должна согласовать крупную покупку с собственниками. А в нашем случае — с собственниками девяти домов, пусть и через управляющие компании.
— Вы поймите, что все управляющие организации — конкуренты друг другу. Платить деньги кому-то одному — это для них равносильно отдать часть своего заработка сопернику. Я не могу себе представить ситуацию, при которой все организации смогут договориться,
— продолжает рассказывать Андрей Князьков.
Тем не менее, на этот раз обстоятельства вынудили конкурентов сесть за стол переговоров. На совещание в администрацию города, кроме специалистов УК, пригласили представителей ПАО «ОДК—Сатурн», так как в микрорайоне проживает много работников завода. В ходе переговоров был найден выход: с ремонтом двигателя поможет завод, а управляющие компании примут долевое участие в оплате ремонта.
«По распоряжению Алексея Владимировича Рябченкова написали письмо на завод и нашли возможность помочь жителям. Ремонт займёт одни сутки»,
— процитировали нашему корреспонденту версию департамента в пресс-службе администрации.
Это при том, что согласие на участие в софинансировании работ дала лишь половина заинтересованных управляющих организаций. А остальное, видимо, должно лечь на плечи «РУК».
УК «ЖКУ—Сатурн» — одна из участниц шестистороннего договора. Как сказал её генеральный директор Дмитрий Игнатьев, возглавляемая им УК оплатит свою долю в смете ремонта. При этом он обращает внимание, что случай с поломкой насосного оборудования не единичный.
— Да, я согласен, ситуация, которую разбирали у Рябченкова, уникальная. Там девять домов на одной насосной. Но и три дома на одну станцию, если ими управляют разные УК, это проблема,
— говорит Дмитрий Игнатьев.
У УК «ЖКУ—Сатурн» такие же станции есть на улице Луначарского и на улице Моторостроителей. И каждый раз вопрос о границах ответственности за оборудование встаёт заново. По словам собеседника, раз за разом сталкиваются с аналогичной проблемой и в других управляющих компаниях.
Выход из ситуации надо искать на системном уровне, говорят специалисты отрасли.
Как вариант, администрация Рыбинска могла бы признать насосы имуществом ресурсоснабжающей организации — по аналогии с оборудованием «Рыбинской генерации». Или документально закрепить насосные станции за каждой конкретной УК в справедливых пропорциях, но не делить ответственность между отдельными домами. Или хотя бы контролировать, как УК выполняют постановление, которое разработали ещё при Евгении Сдвижкове. Тогда в Рыбинске работало менее десятка управляющих компаний и проблема не была такой актуальной.
Вариантов решения вопроса много и, чтобы изучить существующую практику, не нужно изобретать велосипед или ехать в дальние страны. Всё есть в интернете. Единственное, что тормозит поиск выхода — это сопротивление тех, кто должен принять волевое решение.
Почему-то чиновникам сложно признать, что постановление от 2005 года не работает. Может, потому, что это даёт лишний повод сказать: «мы помогли жителям решить их проблему»? Эта причина в предвыборный период имеет очень весомое значение, согласитесь.
Текст: Надежда Лазарева
А кто мешает собственникам передать насос по договору в управление и обслуживание водоканалу (если он конечно согласиться его взять)?
Так называемый глава города,главой города не является.Даже само помещение насосной непонятно чьё.Насосы подачи холодной воды без хозяина и без обслуживания — дичь.Вот и сказывается головотяпство продажи и разбазаривания муниципального имущества , да туповатых барышень в департаменте жкх.Эксплуатация насоса (без резерва) и при выходе его из строя,стало для администрации проблемой — толи ещё будет.Это вам не на крестовой пиарится.Заменит вам «Сатурн»,за свои средства насос,а дальше что? Думайте рябченковы,минеевы,титюшкины и прочие бездельники рыбинской администрации.
Эта проблема появилась, как только бывшая УК Муниципальная взялась за дело — теперь РУК с господином Сивковым. В этой компании спецы по уничтожению насосов. А так как это РУК, то он и создал шум из ничего. Побежали к Рябченкову, самим проблему не получается решить.
Постановление было выпущено при Ласточкине и он его подписал.