В Рыбинске открылась самобытная выставка фотографа Андрея Шапрана.
На снимках фотографа Андрея Шапрана тяжёлый труд алтайских валяльщиков, туземцы с Чукотки, суровые курильские мужчины и светлые люди во Христе. Все они являют не только частную жизнь кочевого фотографа, а саму настоящую жизнь.
— Обычно я начинаю открытие словами «сегодня у нас очередная жертва». Но тут у меня язык не поворачивается сказать «жертва». Потому что это мастер. Научиться снимать вот так нельзя, он одарённый. Он нашёл свою замечательную тему, он умеет жить в совершенно диких местах. Если каждый из нас поедет туда, мы там не справимся по одной причине — мы не знаем как нанять собак,
— смеётся Юрий Черных.
С организатором выставки Юрием Черных Андрей Шапран познакомился в виртуальной сети. Автор поясняет, что существует негласный «золотой фонд фотографов», в который они оба вхожи. Он регулярно следил за работами рыбинца, даже не представляя, как он выглядит и сколько ему лет. Говорит, Ярославской области с таким человеком повезло, ведь даже в привычном фотографу Новосибирске нет возможности организовать свою выставку фотографий.
Оказалось, нынешняя выставка работ с названием «Территория Сибирь» готовилась к открытию более трёх лет.
— В чём была основная трудность: этого человека на нашем большом материке поймать невозможно. Мы всё время натыкались на то, что он где-то «там». Следующая сложность — огромное количество хорошего, качественного материала. Сказать, много — ничего не сказать. Сначала я просто рассыпался. Но мы всё-таки определились и тут возникла очередная сложность: я запрашиваю фотографию большим форматом, а он прислать не может. Там, где он сейчас, интернета нет,
— рассказывает о трудностях подготовительного процесса куратор выставки
Андрей Краснов.
Отсутствие интернета в глуши — это деталь, которая характеризует будни фотографа. Это важно, но далеко не главное в кочевой жизни фотографа. Край земли, где он снимает, задаёт рисунок и ритм повседневности Шапрана.
— Последние лет шесть, даже больше, я живут там, где снимаю. Поездки стоят слишком дорого: либо ты живёшь и устраиваешь свою жизнь, либо снимаешь истории. И пока мне интересно снимать. Я пытаюсь этим заработать, хотя это невозможно. Последняя поездка на Чукотку обошлась в миллион рублей. Компенсировать помогают ещё призовые,
— говорит фотограф.
Андрей Шапран впервые оказался в Сибири в студенческие годы. Но к фотографии, как уточняет мастер, он пришёл позднее. С молодых лет его поглотило романтическое представление о бескрайней природе Севера и искренности его жителей. И вот уже более двух десятков лет Андрей колесит по Восточной и Западной Сибири, Крайнему Северу и Дальнему Востоку. Правда, романтическое теперь на втором плане: жизнь вдали от цивилизации проходит в тяжёлых условиях.
— Я стремлюсь в те места, которые по каким-то причинам закрыты от цивилизации. Но это не значит, что они в принципе закрыты от мира. Там больше ощущение смысла. Чего-то настоящего. Хотя всё, чем они занимаются — кормят себя и свою семью. Чем больше народа и чем центральнее место, тем, считаю, меньше интересных людей,
— поясняет Андрей.
Нередко в охоте за «настоящим» фотограф рискует собственной жизнью. Далеко не всегда ему нравится, как живут и чем зарабатывают на жизнь герои его репортажей, но профессионал, по мнению Андрея, не может делить действительность на «нравится» и «не нравится».
Изредка он выбирается из холодных мест, и около трёх лет назад даже начал снимать фотопроект под Угличем. Фотографию из того проекта также можно увидеть на выставке. А совсем недавно Андрей Шапран вернулся из очередной поездки с Чукотки, где снимал продолжение авторского проекта о китобоях.
После торжественной части гость общался с посетителями выставки. Зрителям были нужны пояснения об увиденном на фотографиях, потому что устои сибиряков не очень понятны на европейской части России.
Главное, отмечают гости, что выставка всколыхнула чувства, которые Сибирь даёт русскому человеку: ощущение простора, красоты и человечности. Организаторы уже закидывают удочку на выставку ещё 50 работ Шапрана. По их словам, собраний, равноценных представленному, можно сделать ещё несколько. Сам же автор говорит: «Я не драматизирую жизнь, но на самом деле на севере она очень быстро кончается. Ты можешь утонуть — я тонул неоднократно, тебя может съесть медведь. Поживём, увидим».