Фильм про зомби-апокалипсис «Мёртвые не умирают» открыл Каннский фестиваль этого года. Режиссёр Джим Джармуш снял его по собственному сценарию, пригласив для участия хорошо известных и любимых актёров и музыкантов: Билла Мюрея, Адама Драйвера, Тильду Суинтон, Стива Бушеми, Игги Попа и других.
Премьера фильма состоялась 14 мая 2019 года, в российский прокат картина вышла 11 июля. Рейтинг фильма на КиноПоиске составляет 6,6 балла — на 0,8 меньше, чем у его же драмы о вампирах «Выживут только любовники». Она кино 1 час 44 минуты.
События фильма происходят в американском городке с населением меньше 800 человек. Жители, хотя и заняты повседневными делами, следят за новостями о глобальной экологической катастрофе. Со смещением земной оси они связывают непомерно увеличившийся световой день, сбои в работе радио, пропажу домашних животных. Но очень скоро понимают, что такими мелкими неприятностями катастрофа не закончится — сначала поодиночке, а потом и массово на местном кладбище поднимаются мертвецы. Остаться в стороне от борьбы с напастью не могут даже те, кто очень бы этого хотел.
Комедию «Мёртвые не умирают» критикуют за нестройную сюжетную линию, а Джармуша за то, что переусердствовал с отсылами к собственным более ранним работам, творчеству родоначальника зомби-жанра Джоржа Ромеро, «Звёздным войнам», «Властелину колец», «Мстителям» и другим значимым для кинематографа героям, моментам и событиям.
Знатоки кино могут проследить перекличку с уже виденным практически в любой сцене фильма. Фантазийное кино позволяет вписать в сценарий появление любимых режиссёром музыкантов Игги Попа и Тома Уэйтса, оправдывает внеземной образ героини Тильды Суинтон, даёт возможность сделать финальный вывод в интонациях родительского комитета.
Если зритель хорошо знаком с киномиром, у него не возникает вопроса в каком месте смеяться.
Менее включённые в тему улыбаются характерам и манерам героев. Улыбку вызывает флегматичность престарелого шефа полиции, реакции на стресс у его помощников, странности похоронщицы-Суинтон, реплики зомби. Особый джармушевский шарм фильму придают его неспешность и музыка, выбранная автором в качестве закадрового сопровождения.
Рассыпается очарование в конце, когда становится понятно, что отдельные зарисовки так и не выстроятся в стройную сюжетную линию. Мне кино напомнило аппликацию вроде тех, что клеят на трудах первоклассники. Когда смотришь на работу и не понятно — шедевр перед тобой или так получилось по недосмотру учительницы.
Но одновременно с этим осталось и ощущение, что я просто-напросто не уловила замысла автора.
Укрепляют меня в этой мысли выводы профессиональных критиков, которые предполагают за Джармушем намеренное деконструирование жанра. Судить о том, специально или случайно режиссёр разрушает существующие стереотипы, мне не хватает компетенций. Но в том, что Джим Джармуш получил удовольствие, дразня околокиношную общественность, я более чем уверена.
Смотреть ли? А почему нет?