Фильм How to Make an American Quilt с Вайноной Райдер в главной роли вышел в октябре 1995 года. На «КиноПоиск» жанр картины определили как драма, мелодрама и комедия. Фильм 25-летней давности пересмотрела главный редактор «Рыбинского дневника» Надежда Лазарева.
There’s beauty in the patterns of life
Есть красота в образцах жизни
Эта история о любви, супружеских отношениях, поиске себя и взрослении актуальна хоть в конце 90-х, хоть в начале 2020-х. Рекомендовано к просмотру женщинам всех возрастов и мужчинам, стремящимся разобраться в женской психологии.
Главная героиня фильма — Финн Додд, 26-летняя аспирантка университета Беркли, приехала в небольшой городок к родной и двоюродной бабушкам, чтобы в спокойной обстановке написать дипломную работу и решить выходить или не выходить замуж.
Дома у матери она сделать этого не может, потому что мама в очередной раз разбирается с собственной личной жизнью и вряд ли сможет помочь дочери в её метаниях.
Бабушки и их подруги женщины совсем другого склада. Они давно всё для себя решили, смирились с действительностью и охотно делятся с главной героиней житейской философией. Параллельно опытные женщины шьют для Финн свадебное приданное — лоскутное одеяло.
Традиция шить одеяла из остатков ткани известна в американской культуре несколько сотен лет. Женщины и сейчас организуют сообщества по интересам, а стёганые квилты есть во многих американских семьях. Некоторые образцы передаются из поколения в поколение и содержат отсылки к семейной и национальной истории. Подобный артефакт предстоит получить и Финн.
Каждая из участниц пошива замётывает в кусок одеяла собственную историю. Одновременно женщины рассказывают Финн о потускневших в заботе о быте надеждах на вечное счастье, об изменах мужей и собственной неверности, о вере в любовь и горьких утратах, о желании быть не хуже других и нежелании замечать очевидное, если оно не укладывается в ожидания общества.
Феминистически настроенная Финн впитывает рассказы как губка. Она молода, полна карьерных ожиданий и не уверена, что хочет выскочить замуж, и уж точно не собирается стирать пелёнки через девять месяцев после свадьбы. Во время преддипломной паузы она набирается опыта и взрослеет, принимает женскую долю и делает собственный выбор.
Фильм «Лоскутное одеяло» простой и местами довольно наивный. В нём нет спецэффектов. Герои не раздеваются перед камерой, эротизм передан через мокрые хлопчатобумажные купальники, молодую кожу в вырезах летних нарядов, пальцы, подрагивающие от близости чужого тела. Любовь и собственный выбор подчинены ожиданиям и порядкам общества, а горечь разочарований гармонично вписывается в композицию лоскутного одеяла.
Кто же считает, сколько раз швея уколола пальцы, пока стегала лоскутное одеяло?