Такая работа I Преподаватель технического вуза

Преподавателя РГАТУ Илью Новикова можно назвать штучным специалистом, и не только потому, что тех, кто работает и специализируется на камерах сгорания очень мало, но и потому, что он является преподавателем-практиком, который принимал участие в их разработке и усовершенствовании. Он рассказал «Рыбинскому дневнику» о том, почему вчерашним школьникам нелегко в техническом вузе, о «светлых головах» и почему в двигателях так редко что-то меняют.

Они всегда нужны

Факультет двигателестроения в РГАТУ считают флагманским. Сюда, по словам нашего собеседника, попадают самые толковые ребята, поскольку в такую профессию просто невозможно идти без потенциала. 

— На нашу основную специальность — проектирование авиационных двигателей, набирают самые большие группы, поскольку такие специалисты всегда пользуются спросом у работодателя. Выпускники могут работать на любом машиностроительном предприятии, ведь если человек способен проектировать авиационные двигатели, то он в состоянии спроектировать всё вплоть до космической техники,

— поясняет Илья Новиков. 

Несмотря на то, что очень большая часть студентов после обучения работает на рыбинском ПАО «ОДК—Сатурн», спрос на выпускников технического университета имеется и на судостроительных, ракетных и других заводах по всей России, поэтому проблем с трудоустройством у «умников» не возникает. 

Альма-матер 

С РГАТУ нашего собеседника связывает многолетняя история. Он здесь учился, защитил диссертацию и впоследствии стал преподавателем. Со своим предметом знаком не понаслышке. 

Любовь и профессиональный интерес передались Илье Николаевичу от отца, который создал собственную лабораторию по горению. Четыре десятка лет назад он изобрел камеру сгорания, которая почти при нулевом уровне вредных выбросов способна поддерживать горение в районе 2 000°C, а снаружи не нагревается более 60°C.

 

Внешний вид камеры сгорания, установленной в лаборатории

Илья Николаевич много лет читает лекции по расчёту и проектированию камер сгорания. Это самая горячая и теплонапряжённая часть во всём двигателе. 

— Пламя, горение, настолько мало предсказуемые и плохо просчитываемые процессы, что в них вообще редко вносят какие-то изменения. Стоит отметить, что на всех современных самолётах стоят камеры сгорания, практически мало отличимые, от тех, которые использовались пятьдесят лет назад. В них, если и вносят изменения, то очень незначительные,

— пояснил преподаватель.

Илья Николаевич не тот преподаватель, о которого, как говорится, можно споткнуться. Он отлично понимает, что далеко не для всех студентов камера сгорания предмет страсти: кто-то попросту может бояться огня. 

 

Пример  камеры сгорания авиационного двигателя

Немного о школьном образовании

Говоря о студентах-двигателистах, наш собеседник подчёркивает, что в целом ему не приходится жаловаться на незаинтересованность учеников. Конечно, встречаются и откровенно вялые группы, но всё-таки большинство ребят сообразительны и активны в процессе обучения.

— Я стараюсь не проводить линейные лекции, где преподаватель по плану выдаёт какой-то материал. Занятия, как правило, превращаются в беседу, связанную с двигателями. Могу сказать, что в плане личностного роста со студентами всё в порядке, но вот уровень нынешнего школьного образования иногда повергает в шок,

— отмечает вузовский преподаватель.

В техническом вузе от студентов прежде всего требуют хорошего знания физики, но по наблюдениям нашего собеседника, вчерашние школьники могут не знать даже единиц измерения тех или иных важны физических величин. Студенты твёрдо знают, что массу нужно измерять в килограммах, а объём в кубометрах, а дальше начинаются проблемы, например, на вопрос в чём измеряется плотность ответить могут далеко не все. 

 

 

Суть негативного явления, по мнению Ильи Николаевича, лежит не только в школьной системе, но и во всей нынешней цивилизации с интернетом и смартфонами, когда у человека нет необходимости что-то запоминать. Ещё сложнее обстоит ситуация, когда технические предметы приходится преподавать студентам-иностранцам, которых в РГАТУ сейчас немало. 

Для приезжих и ближнего зарубежья и Африки постижение наук сопряжено с плохим знанием языка и спецификой образования, полученного в родной стране. Первые годы у таких студентов уходят на адаптацию, а кто-то и к пятому курсу с трудом приспосабливается к учёбе. Говорить о высоком уровне знаний в такой ситуации, к сожалению, не приходится. 

 

О процессе, в котором должно быть творчество

Илья Новиков относится к преподавателям, для которых лекция — процесс творческий. По его словам, занятия на одну и ту же тему в разных группах отличаются друг от друга. 

— Мы работаем не на заводе, всё-таки преподавание — работа творческая и ей нужно заниматься, имея настрой. Если у тебя пять пар в день, то качественно ты преподавать всё равно не сможешь. А вот одну лекцию в день можно провести, как концерт,

— считает собеседник. 

Чтобы не истощать внимание слушателей, он чередует теорию с нестандартными заданиями, вопросами, диалогом. Цель преподавателя — побудить будущих инженеров к поиску ответов и нестандартных способов решения предложенных задач.

 

 

Преподаватель отмечает: несмотря на то, что его предмет в качестве основной специализации выбирают единицы, но без камер сгорания будущее видится достаточно туманным. Связан рост интереса будет не только с потребностями двигателестроения, но и с проблемой, которую человечеству придётся рано или поздно решить. Речь об термической утилизации отходов.  Это значит, что переживать выпускникам РГАТУ о трудоустройстве не придётся ещё и по той причине, что область применения полученных на курсе знаний расширяется за счёт востребованности в народном хозяйстве.

 

Беседовала Анна Митряшова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Последние новости

  1. На РЗП разработали портативную радиолокационную станцию для обнаружения дронов
  2. Двух рыбинцев поймали на продаже и покупке марихуаны
  3. Глава Рыбинска определился с кандидатурами членов Общественной палаты
  4. В Рыбинске из программы празднования Дня Победы убрали фейерверк
  5. В Рыбинске обсуждают вопрос о длительном полном перекрытии моста

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: