Что читают/смотрят умные люди | Олисава Тугова

Олисава Тугова — писатель-прозаик, магистр филологии. Она член Союза писателей России, заместитель главного редактора по работе с молодёжью литературного журнала «Причал». Курирует Рыбинский совет молодых литераторов. А сегодня ещё и героиня нашей постоянной рубрики «Что читают/смотрят умные люди».

 Олисава, вы читатель или зритель?

Я читатель, читаю мир, как интересную книгу. Я зритель, всегда с интересом наблюдаю за происходящим, потому что для меня литература — это отражение реальности, преломлённое в образно-эмоциональном восприятии писателя.

Но если вы спрашиваете, что я выберу — книгу или фильм, то я отвечу — однозначно, книгу. Потому что, когда я читаю книгу, то выступаю соавтором и могу представить всё происходящее по-своему, совместная фантазия — это такой увлекательный процесс. А если я смотрю фильм, то просто вижу то, что мне показывает режиссёр.

Какие области/жанры литературы или кинематографа вас больше всего интересуют? 

Я люблю реализм. Чтобы читать и верить, что так оно и было на самом деле. Или могло быть. Люблю психологизм в литературе, мне интересно наблюдать, как под воздействием обстоятельств проявляются разные черты характера героя. Психология — это ещё одна сфера моих интересов. Поэтому если действия героя не обусловлены его внутренним миром, не логичны, такое я читать не буду. Если события подчинены только желанию автора: «Мне нужна была сильная, жесткая сцена, поэтому персонажи подрались», я как Станиславский скажу: «Не верю» и закрою книгу. Поэтому не люблю и практически не читаю жанровую литературу: любовные романы, детективы, фэнтези, фантастику, там всё определяется законами жанра, а не объективной реальностью и психологизмом.

 

 

Для меня важнее хороший, яркий, образный авторский язык повествования, чем сюжетные ходы, поэтому я отложу в сторону насыщенную событиями книгу, если автор не владеет литературным языком. К примеру, большинство из того, что навязывает нам книжный маркетинг, я читать не могу, для меня это филологическая пытка.

Что читаете сейчас или прочли за последнее время?

Читаю я много. Кроме рабочих текстов современных авторов, у меня на столе всегда стопка из пяти-шести книг, которые надо прочесть срочно, в голове — бесконечный список классиков, к которым хочется обратиться в различных  жизненных ситуациях.

Сейчас я читаю «Центр тяжести» Алексея Поляринова, до этого была разочарована романом Фредерика Бакмана «Здесь была Бритт-Мари». На мой взгляд, автор выбрал быть в тренде в ущерб художественности. Ранее дочитала «Учитель Дымов» Сергея Кузнецова. Из этой семейной саги о трёх поколениях учителей мог бы получиться сериал, а идея противопоставления государственности и внутренней человеческой правды откровенно раздражает.

Дайте рекомендации читателям, что им стоит прочесть. И расскажите, почему нужно обратить внимание именно на эти произведения.

Как вы уже поняли, у меня достаточно снобистский литературный вкус. Прежде всего, я посоветую читать толстые литературные журналы. К примеру, «Юность». Если не сможете найти в бумажном варианте, обратитесь к ресурсам «Журнальный мир» и «Журнальный зал». Это срез современного литературного процесса, хороший компас, помогающий сориентироваться в огромном литературном море и не потонуть в океане литературной бездарности, так и не добравшись до того, что действительно заслуживает внимания. В журнале можно выбрать себе авторов «по вкусу» и уже целенаправленно охотиться за их книгами. Я, например, люблю психологическую прозу Евгения Эдина «Танк из веника», эталонно сделанную, музыкальную, метафорическую и жесткую прозу Андрея Геласимова «Жажда», деликатно-духовную прозу Андрея Тимофеева «Навстречу», тактильно-живописную, ностальгическую, медитативную прозу Дмитрия Лагутина «Олово», точные, ёмкие, злободневные, философские рассказы Марии Косовской.

 

 

Конечно, я буду советовать читать классику. Она структурирует, вдохновляет, развивает, формирует вкус. Я перечитываю Бунина, Шмелёва, Юрия Казакова, Паустовского. Если мне хочется отдохнуть, ныряю в мальчишескую романтику Крапивина, особенно мне нравится «Трое с площади Карронад».

Из раскрученного маркетологами мне понравилась изобразительная, прописанная до мельчайшей живой детали проза Наринэ Абгарян, и магический реализм Мариам Петросян. Её книга «Дом, в котором…» очень психологична.

Если обратиться к зарубежным авторам, то неожиданно в числе фаворитов будет японская традиционная поэзия, особенно Рёкан в переводах Александра Долина, Джек Керуак «Бродяги дхармы», Харуки Мураками «Норвежский лес» — они привлекают меня буддистским мировосприятием.

 

 

 

Расскажите о своем списке чтения на будущее

Список нескончаем, как неизбывна русская современная литература. Очень хочу прочитать новую, недавно вышедшую книгу Николая Федоровича Иванова «Реки помнят свои берега».

Вы предпочитаете бумажные или электронные книги?

Люблю бумажные книги. Но, конечно, современных авторов приходится читать в электронном варианте, потому что книжный маркетинг к реалистичной, интеллектуальной прозе недружелюбен и неадекватно реагирует на литературный процесс, раздувая из бездарностей денежно-литературные проекты-однодневки. 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Метки:

Последние новости

  1. В Рыбинске договорились об этапах реализации проекта «Передовая инженерная школа»
  2. Рыбинский мост ожидает перекрытие на восемь ночей
  3. Прокуратура завершила проверку по факту травмирования курсантов-речников
  4. Рыбинский драмтеатр с новой вывеской
  5. Полиция Рыбинска вычислила пенсионера, разбившего голову незнакомому мужчине

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: