«Полная чаша» Нины Носковой

Предприниматель и модельер, живущая в Рыбинске, Нина Носкова написала книгу о традициях коми-пермяцкой культуры. Как связаны между собой наш город и столица Коми-Пермяцкого округа Кудымкар, чем наполнена «Полная чаша» и почему книга может быть полезна рыбинцам, автор рассказала корреспонденту «Рыбинского дневника».

 

 

Кудымкар

 

Нина Носкова приехала в Рыбинск почти 40 лет назад. Не загадывала, что останется здесь надолго, да задержалась. В нашем городе у неё собственная семья, а на Северном Урале — корни. В Пермском крае остались мама, которой уже исполнилось 86 лет, старший брат с женой, племянники, друзья. Там же могила отца. Детские воспоминания, родственники, природа, традиции — всё это крепко связывает Нину Васильевну с малой родиной. Она часто бывает в родном Кудымкаре — культурном центре Пермского края, о котором в Рыбинске слышали немногие.

Город Кудымкар упоминается в официальных источниках с ХVI века. Коми-Пермяцкий округ, столицей которого он является, находится к западу от Уральских гор. Часть территории приравнена к районам Крайнего Севера, и природа там довольно суровая. В давние времена местное население больше надеялось на охоту, чем на земледелие. Из-за удалённости территории коми-пермяки жили обособленно от русских, и сейчас в Кудымкаре сохраняют традиции, которые уже забыты в больших городах. До сих пор большую часть населения Кудымкара составляют коми-пермяки, которые сохраняют национальный язык и письменность. В быту там используют рецепты прабабушек и отмечают народные праздники, которые в центральной России уже ушли в прошлое.

На это и обратила внимание Нина Носкова, когда задумала написать свою книгу.

 

 

Полная чаша

 

Детство Нина Васильевна проводила между городом и деревней: с осени до весны училась в городской школе, а летом гостила у бабушки. Видела, как живут деревенские, вместе с бабушкой ходила полоть картофельник, наблюдала поля брюквы и редьки, собирала в лесу травы и ягоды, а стол накрывала тем, что готовила бабушка.

— В обиходе у моего народа было до 60 дикоросов. Это не черника с малиной, не ягоды, а именно травы. Их употребляли в пищу, использовали как лекарство. У моей мамы и сейчас есть пузыречек со спорами плауна. Ими присыпают мокнущие раны. Плаун — реликтовые растения, они здесь в лесах тоже встречаются. Знаете?

Нина Васильевна держит в руках черновой вариант своей родословной книги. Три года назад она и не думала, что её рассказы о родственниках станут иллюстрированным изданием. Ей просто хотелось сохранить кулинарные рецепты, которые были известны в Коми-Пермяцком округе. Кроме того в родне у Нины Васильевны всегда было много хороших рассказчиков. В воспоминаниях мамы и отца их родители и дальние родственники оживали. Поэтому автору показалось естественным украсить рецепты характерными зарисовками. Так появилась структура книги, где каждая глава содержит историю о человеке, упоминание о дикорастущем лечебном или магическом растении и рецепт, по которому это растение используется.

Отсюда же появилось название книги. «Полная чаша» — это отсылка и к количеству предков, и к многообразию вошедших в книгу материалов.

 

 

Сныть

 

В Кудымкаре не удивляются, когда на стол подают пироги с хвощём, парёнку из корнеплодов или запеканку со снытью. Скорее гостей удивит отсутствие этих блюд. Супы, мясо, каши и выпечку коми-пермяки готовят в старинной традиции. Например, сныть в средней России — один из самых распространённых сорняков, а на Северном Урале эту траву используют для приготовления супов, запеканок, салатов, начинок для пирогов. Отличать сныть от других зонтичных Нину Носкову научила бабушка.

— В перерывах между прополкой картошки бабушка Прасковья отводила меня в ложок и показывала травы. Говорила: «вот эта — для зайцев, а эта для людей. Не путай»,

— вспоминает Нина Васильевна.

Глава о бабушке Прасковье так и называется: «Сныть», а воспоминания сопровождаются рецептами из дикороса. Автор книги рассказывает, что коми-пермяки ходят за снытью в начале весны с большими корзинами.

Чтобы приготовить салат, нужны молодые побеги сныти. Их отваривают до состояния аль денте, откидывают на дуршлаг, чтобы отдали воду, мелко рубят, заправляют хреном, сметаной и солью, смешивают с варёным яйцом. По вкусу такой салат получается ничуть не хуже другого салата из зелени.

Использовали сныть и для изготовления музыкальных инструментов. Из стеблей мастерили дудки, играли на которых в основном женщины. Народные приметы связывали дудку-полян с фертильностью. Пока женщина играла на таком инструменте, у окружающих не было повода сомневаться в её женской привлекательности.

 

 

Природная магия

 

В старину люди больше надеялись на помощь природы и сверхъестественного, чем на антибиотики и бытовую химию. Даже не будучи знахарками, хозяйки знали, какой травой отогнать комаров и мух, какое растение выгоняет из избы тараканов, каким успокоить нервы, а какая трава сулит встречу со счастьем. Нина Васильевна обо всех этих народных приметах в своей книге упоминает. Правда, в этой части при редактуре книги возникли трудности.

К выходу книгу готовит этнографический центр, редактор которого по личным мотивам дистанцируется от магии. Это выяснилось в процессе согласования, когда Нина Носкова не обнаружила в макете нескольких фрагментов. А когда выяснила причину, почувствовала себя обескураженной.

Современники могут верить или не верить в приметы и избегать всякой обрядовости, но из песни слова разве выбросишь? Если раньше беременная женщина защищала себя марьиным корнем, то почему же сейчас не упоминать об этом? Это растение обладает доказанным успокаивающим эффектом. Раньше бусы из марьина корня носили беременные. Вычеркнуть этот факт из повествования — всё равно, что отнять оберег у беременной. С этими доводами в издательстве согласились, магию в текст вернули.

 

***

Книга Нины Носковой написана в большим уважением к предкам и любовью к сегодняшнему читателю. Печатных экземпляров издания пока нет, но её уже с удовольствием слушают родственники и друзья автора. Ждут её земляки и те, кто, как Нина Носкова, мечтает оставить память о своих родственниках. Написанная в живой манере, книга мотивирует на поиск своих корней, побуждает интересоваться традициями.

А рыбинцам она будет полезна уже тем, что у нас также растут сныть, крапива, полевой хвощ, василистник и масса других полезных растений. Даже если они не появятся на нашем столе в кулинарных блюдах, сведения об их использовании могут стать связующим мостиком между нами сегодняшними и нашими предками.

 

Текст: Надежда Лазарева

Иллюстрации: из личного архива автора книги

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Метки: ,

Последние новости

  1. В Рыбинске вынесли приговор участникам экстремистского сообщества
  2. В РГАТУ начал работу ярославский Центр беспилотных систем
  3. Рыбинец перевёл неизвестным более миллиона рублей
  4. Мостостроители в Рыбинске будут особенно активны по ночам
  5. В Димитровском парке практически завершили высадку декоративных растений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: