В Рыбинске переиздали Синодик Богоявленского Островного мужского монастыря. Факсимильное издание с точностью воспроизводит памятник древнерусской книжной культуры начала ХVIII века, в котором содержатся упоминания о полутора тысячах родов, проживавших в окрестностях монастыря и дальних землях два-три века тому назад. Это роды, оставившие след в истории России, а также местные жители из разных сословий.
Этап большого проекта
С 2017 года в Рыбинском районе не прекращаются работы по возвращению почти утраченного памятника истории и архитектуры — храмового комплекса в Хопылёво. Реставрация храмовов дала толчок развитию окружающей территории, поскольку начался проект с прокладки дороги и подведения электричества. Восстановление памятника литературы стало одним из этапов большого проекта.
— Построенный в начале XVIII века храм Богоявления-на-Острову и датированная самым началом XX века церковь Александра Невского до начала реставрации были фактически руинами, а сейчас вновь действуют, там совершается богослужение. Решение о переиздании исторической рукописи синодика было принято как составная часть комплекса работ по восстановлению храмового ансамбля,
— отметил председатель попечительского совета проекта Дмитрий Степаненко.
Синодик — это…
В религиозной традиции монастырь мог иметь несколько поминальных книг. Лицевые синодики занимали высокое положение в условной иерархии монастырских помянников. Часто такие книги являлись вкладом благотворителей в монастырь на помин собственной души или в качестве обеспечения за поминовение близких. Первая часть лицевого синодика, как правило, состояла из предисловия в виде фрагментов нравоучительных текстов о пользе поминовения усопших с иллюстрациями к ним, а вторая представляла собой поминания родов монастырских вкладчиков в хронологической последовательности и с соблюдением социальной иерархии. Цари и князья, архиереи, дворяне, купцы, посадские жители и крестьяне записывались отдельно друг от друга. В синодик Богоявленского Островного монастыря вносили записи об усопших, особенно щедро жертвовавших на монастырь или запомнившихся заслугами перед обществом.
Задачи учёных
До наших дней рукопись дошла в довольно плохом состоянии — часть листов с текстом и рисованными миниатюрами была утрачена, некоторые другие листы — перепутаны. Кроме того, синодик имел следы компиляции с другими синодиками. Приглашенные для работы в проекте учёные ставили перед собой задачу реконструировать первоначальную смысловую и художественную логику этого книжного памятника.
— Нам надо было, в том числе, восстановить визуальный ряд, который дополняет литературный рассказ предисловия этой книги. Это у нас получилось, хотя и не с первого раза. Синодик содержит 60 миниатюр. Иллюстрации когда-то принадлежали к разным рукописям, очевидно, что первоначальный иллюстративный цикл позже был дополнен новыми изображениями, заимствованными из другой книги. Мы много раз возвращались к «пасьянсу» миниатюр, чтобы точно расположить рисунки и по смыслу текста, и по хронологии их создания,
— рассказывает доктор исторических наук, заведующая кафедрой подготовки кадров высшей квалификации Института программных систем РАН
и научный редактор факсимильного издания Людмила Сукина.
Как это часто бывает у книг, которыми много пользуются, некоторые фрагменты рукописи были утрачены. Восстановлением таких утрат в текстовой части занимался кандидат исторических наук старший научный сотрудник отдела Института славяноведения РАН, член археографической комиссии РАН и научный редактор проекта Борис Морозов. Он же распутывал и деловую «скоропись», которая появилась в синодике по прошествии времени.
Как нехарактерную для начала ХVIII века деталь учёный отмечает полуустав, которым начата рукопись. Причины этого выбора можно предположительно установить на основании косвенных признаков.
Имена-фамилии
Первые записи поминальной части синодика относятся к началу и середине «нулевых» годов ХVIII века. Монастырские помянники тогда было принято начинать с перечисления особ как старой правящей династии Рюриковичей, так и нового царствующего дома Романовых. Царское поминание на первых страницах синодика заканчивается именем старшей сестры Петра I царевны Софьи. Она умерла в 1704 году. Достоверно известна и дата кончины также поминаемого в синодике игумена Островного монастыря Сергия, которая произошла в 1706 году. Записи об этих событиях позволяют судить о времени создания рукописи. В эти же годы в Хопылево закончили строить каменный храм взамен старого деревянного. Вероятно, потребность в новом синодике возникла при переезде. При этом в основу вновь созданного помянника легла более древняя рукопись, на что указывают записи о родах и лицах, жертвовавших на монастырь еще в ХVI веке. Возможно, именно желание сохранить преемственность и повлияли на выбор полуустава для оформления новой книги. Но тип письма — не единственное, чем интересен воссозданный книжный памятник.
Богоявленский Островной монастырь находился на границе бывших удельных княжеств, а позднее Романовского и Пошехонского уездов, и везде имел вотчины. Поэтому в помяннике встречаются имена людей, проживающих на достаточно отдаленных от села Хопылево территориях. Исторический интерес представляют упоминания князей Шехонских и Львовых, а также перечисление представителей рода дворян Ушаковых. Это предки и родственники святого праведного воина Феодора — адмирала Федора Федоровича Ушакова, проживавшие на его родине в селе Бурнаково и других имениях. Есть в поминаниях имя прадеда — В. Д. Ушакова, и дяди — Ивана Игнатьевича Ушакова, преподобного Феодора Санаксарского.
Но и этим научный интерес к синодику не исчерпывается. В рукописи упоминается больше десятка древних ярославских фамилий. Иногда поминальные записи касаются десятков представителей того или иного дворянского рода, в том числе перечисляются женщины. Это дает основание утверждать, что в будущем родословия романовских татарских князей Кутумовых и Тутаевых, дворян Берсеневых, Вокшериных Волковых, Горяиновых, Михалковых, Мотовиловых, Овцыных, Олферовых, Теляковских, Чирковых, Шубиных и других могут пополниться новыми сведениями.
Отдельный интерес вызывает та часть рукописи, которая относится к периоду до начала XVIII века.
Здесь встречается упоминание о роде боярина Василия Ивановича Стрешнева, дальнего родственника царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Очевидно, его служба с 1614 года «комнатным стряпчим» в приближении у царя Михаила Федоровича и определила в 1626 году выбор царской невесты из этого незнатного дворянского рода. Возможно, его связь с Островным монастырем определила выделение имени царицы Евдокии Лукьяновны в вышеописанных поминаниях.
Также среди поминаний этой части синодика значится род боярина Кондратия Фомича Нарышкина, двоюродного дяди царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Причина, по которой монашество взяло на себя обязательства поминать этот род, неизвестна, а вот в случае с упоминанием еще одного древнего рода Борис Морозов видит предмет для исследования. Речь о записи под заголовком: «Род Коптя Горина да Молчана Митнева».
— Здесь названы два известных лица, живших в XVI веке — Копот Федорович Горин, ярославский губной староста, внесенный в Дворовую тетрадь Ивана Грозного. А, очевидно, связанный с ним родством Молчан Иванович Митнев — это ярославский вотчинник, внесенный в синодик опальных Ивана Грозного, был казнен по делу боярина Ивана Петровича Федорова в 1568 году. Известный историк Руслан Скрынников связал имя Молчана Митнева с Молчаном Семеновичем Митьковым (Митковым), открыто выступившим на пиру против царя Ивана, и убитым им. Этот вопрос требует специального исследования,
— считает учёный.
Интересно
Удивительно встретить в синодике далекого от столицы и южных границ государства монастыря упоминание рода «казаков, побитых под Азовом». В XVII веке донские и запорожские казаки не ладили с турками. В 1637 году казачье войско заняло крепость Азов и в течение пяти лет держало её оборону. Казаки просили помощи у царя Михаила Романовича, но тот по политическим причинам оставил мольбы без внимания. После пяти лет ожесточенной борьбы казаки сдали позиции, но память об их геройстве оставила след в истории и человеческой памяти, примером чему служит синодик Богоявленского Островного монастыря.
Но не только записями об известных исторических фактах и знатных родах интересен переизданный книжный памятник. Важно упомянуть и тот факт, что в синодике есть записи о сотнях мещанских и крестьянских родов, проживавших в XVII-XIX веках на территории современной Ярославской области. Этот факт делает книгу ценным источником информации для исследований в области истории, краеведения и генеалогии.
Синодик выпущен сверхмалым тиражом. Один экземпляр сделан в формате памятника книжной культуры: кожаный переплёт, тиснение, серебряный обрез, медальон, исполненный в технике ростовской финифти, на лицевой части обложки. Инициаторы переиздания предполагают, что эта книга будет использоваться в храме Богоявления-на-Острову по своему прямому назначению — в качестве помянника. Ещё три экземпляра (в более «простом» исполнении) будут переданы Рыбинской центральной библиотеке, Ярославской центральной городской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, а также Ярославскому областному архиву. Эти экземпляры предназначены прежде всего для историков, филологов, краеведов.
Проект по переизданию книги-памятника реализовали в рыбинском издательстве «Медиарост».