Вместо дивана | Родословная — книга со слезами на глазах

Где родилась мама, кем работает папа, чем увлекаются дедушки и бабушки. Представление о ближайшем круге родственников мы имеем с детства, но кому-то этого недостаточно. Тогда люди отправляются вглубь веков, движимые страстным интересом к изучению своих корней. Что позволяет найти информацию о предках, к чему приступить при изучении своего рода и главное — для чего это нужно. Ответы на эти вопросы «Рыбинский дневник» искал вместе с Зинаидой Мальцевой, которая превратила хобби в профессию, создала генеалогическое бюро и занимается архивной розыскной деятельностью, помогая желающим обрести свои корни.

 

 

Зинаида, когда вспоминают о родословном древе, в воображении возникают гусляры-сказители из русских сказок или настенные календари с родословным древом царской семьи. Обе эти картинки — не про простых людей. Расскажите, откуда у вас возникло увлечение генеалогией

Интерес возник не с самого детства, позже. Хотя детьми мы, конечно, родителей спрашивали «расскажи что-нибудь». Но говорили они мало, будто абсолютно ничего интересного в их жизни не было.

Родителей моей мамы я не знала — они умерли до моего рождения, а родители моего отца рассказывали, что приехали из зоны затопления. Отец часто вспоминал своё село Красное-на-Шексне. И, наверное, всё-таки толчком к изучению послужила смерть моего отца. Он был последним из наших родителей — моих и мужа. Так я начала постепенно углубляться в вопросы генеалогии и истории.

Знать даты рождения и смерти предка, наверное, важно. Но что эта информация меняет для потомков?

Вы правы, я тоже быстро поняла, что просто узнавать имена и даты меня не так захватывает. Более интересно, как люди жили в ту эпоху. Тогда я стала потихоньку узнавать о быте, нашла замечательную группу во «ВКонтакте»  — «Село Красное-на-Шексне». Потом лично познакомилась с некоторыми её членами. В группе мы делились информацией, кто что находил. Даже выезжали в Кукобой, куда переселялись жители Красного в 1940 году, общались с местным краеведом Ириной Александровной Деруновой.

Так за первый год, большими шагами, я исследовала четыре своих линии и набрала материал для целой книги по своей родословной.

То есть родословная — это не схема с кружочками, квадратиками и датами рождения и кончины? 

Вы описываете родословное древо. А родословная книга — сборник документов, фотографий, биографии, воспоминания. Первую книгу я напечатала в 2018 году, чтобы у меня был на руках какой-то готовый результат проведённой работы. В неё вошли материалы, которые я собрала на тот момент. Тогда я напечатала три книги, по количеству детей, и вручила им.

Сейчас, конечно, я знаю уже намного больше. Поэтому в начале этого года, к 60-летию мужа, я напечатала второе издание — родословную Мальцевых. Было приятно, что с книгой познакомились наши внуки. Они потом даже рассказывали, какие там есть опечатки.

 

 

Теперь у вас есть собственное генеалогическое бюро. Расскажите, откуда появилась его идея и насколько востребованы услуги по розыску информации

Идея появилась из хобби, это очевидно. Во-первых, мне было интересно этим заниматься. И во-вторых, есть личная причина. У меня есть одна неизвестная линия — моей матери. Я абсолютно не знаю, где жила её семья, не известны полные имена. А когда просматриваешь непредсказуемые документы, есть надежда, что и твои вот-вот попадутся.

Ну, и третья причина: мне просто хотелось какое-нибудь своё дело. Я писала исследования в группе «Красное-на-Шексне», но это же не мною организовано, а хотелось своё. Тогда младший сын сказал — давай организуем. Я поначалу сомневалась, но Саша меня поддержал и очень помог. Он оформил мою группу «Генеалогическое бюро Зинаиды Мальцевой», и так всё началось.

Сначала я думала, что пока есть время, буду продолжать исследование своей линии. Но вскоре появилась первая заказчица. Конечно, перед тем как взяться за заказ, я предупредила, что это у меня первый опыт стороннего исследования.

Всего за время работы бюро мною исследовано восемь родовых линий. Первая книга, выпущенная по заказу, получила восторженные отзывы от её владелицы. Отклик очень мотивирует и вдохновляет. С этими чувствами я готовлю второй труд. Пока в нём около ста страниц.

И до какого периода вы дальше всего уходили в своих поисках? Какие это годы, какое по счёту поколение?

Самая давняя запись обнаружилась по моей родословной. Её я встретила в Российском государственном архиве древних актов. Осип Федотов — мой красносельский предок приблизительно 1670 года рождения. Но, можно сказать, что самая древняя находка — его отец, по отчеству понимаем Федот. Он ещё старше, родился примерно в 1650-м году. Если считать от внуков, это 14-е колено.

 

 

А какими источниками пользуетесь?

Кроме архивных документов и краеведческих страниц в соцсетях, информацию можно найти на форуме Ярославского историко-родословного общества. Там бывают такие интересные находки, которые воодушевляют. Но подарки не часты: обычно приходишь в архив, а там несколько строк или вовсе одна. Но даже эта капля может быть полезной.

Также я использую материалы портала Российской государственной библиотеки, библиотеки Ельцина, доступ к ней можно получить в читальном зале БИЦ «Радуга». И много других сайтов по темам родоведения и краеведения, перечислять которые можно бесконечно.

Это очень кропотливая работа. Наверное, нужно очень много терпения, чтобы ей заниматься — перелопачивать и изучать документы, систематизировать и оформлять информацию…

По сути эта деятельность очень напоминает то, чем я занималась на работе до ухода с производства. Последние 20 лет я была ведущим технологом на единичном производстве. В мои ежедневные задачи входило составление техпроцесса, то есть пошагового порядка обработки детали. Так как производство единичное, работа была разнообразной. Она и научила меня терпению, систематизации, работе с документами.

А есть в Рыбинске другие исследователи, которые составляют родословные на заказ?

Буквально на днях я познакомилась с Владимиром Ведениным. Он человек опытный, занимается составлением родословных больше 15 лет. У Галины Николаевны Журавлёвой свой сайт «Моя Молога». Можно сказать, она занимается для всех: разыскивает материалы и публикует свои находки.

Но для себя занимаются многие. Сейчас в читальном зале архива ограничения — четыре человека. А раньше приходишь — весь зал занят, иногда ни одного свободного стола. Многие пользуются интернет-порталом архивной службы. Народ приходит, людям эта тема интересна.

 

 

С чего посоветуете начать тем, кто только приступает к изучению рода?

Самое первое и главное — записать воспоминания своих близких. Потому что потом может и не у кого будет узнать. Нужно расспросить, посмотреть вместе фотографии, документы, которые есть дома. Проанализировать все собранные данные и при необходимости получить недостающие сведения в органах ЗАГС. Потом уже можно обращаться к документальным источникам в архивах.

Для чего нужно знать историю своего рода? 

Знание своих корней, своего рода — это часть культуры человека. Это то, что помогает понять настоящее и спланировать будущее. 

Во-первых, благодаря занятиям по поиску своих предков мы начали путешествовать: съездили в Клин, Кириллов, на Соловецкие острова, Череповец, в карельский Повенец, заезжали на Лодейное поле в Ленинградской области. Все эти маршруты касаются истории моего рода и составлялись по принципу: я об этом читала — хочу посмотреть!

Во-вторых, я считаю, что знание истории предков помогает пережить некоторые трудности. Например, когда мы спрашивали у своих родителей, что они помнят про войну, они говорили: голод. Один только папа вспоминал, что «бабушка пекла вкусные лепёшки из лебеды». В тоже время родные вспоминали, как у отца украли карточки в начале месяца. Он был тогда ещё подростком, 12 лет. А в семье пять детей. Тогда бабушка написала письмо Сталину с просьбой вернуть мужа, который уехал с заводом в Уфу. Но как-то кормить семью нужно было уже сейчас, и тогда она, маленькая, худенькая, начала разгружать баржи с мешками муки. А остатки, которые из под мешков оставались, тоже сметали и несли домой, чтобы кормить детей.

Изучаешь эти факты и думаешь: вот мои-то родственники пережили более тяжёлые времена, так стоит ли мне жаловаться? 

Потом пишешь о войне. Пропал без вести один из дедов. Только дом построил, устроился на работу, призвали на фронт. Профессии у бабушки нет, четверо детей. Ей пришлось стирать бельё за деньги. Имела от этого маленький доход, но и руки промёрзли у неё настолько, что потом всю жизнь болели.

Когда я писала родословные книги, на глаза часто наворачивались слёзы — до того было жалко людей. Муж мне не мешает. Он и сейчас знает — если я сижу у компьютера и плачу, значит в книге об ушедших предках будет ещё одна живая страница.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Метки:

Последние новости

  1. В Зачерёмушном районе отремонтировали памятник полиграфистам — фото
  2. Рыбинский суд определил наказание для виновных в обрушении крыши в Тихменево
  3. «Современник» приглашает обсудить красивый фильм о простом человеке
  4. Рыбинская полиция раскрыла кражу в детском развлекательном центре
  5. В Рыбинске спустили на лёд судно на воздушной подушке
    гость

    Тема конечно интересная.Но в большинстве случаев знание своей родословной заканчивается в 5 поколении,а то и раньше.Тут есть ряд причин.До 20х годов хх века большая часть населения было безграмотно.Архивные метрики вели попы и хранились они в церковных архивах.При закрытии церквей многое было разворовано и утеряно.Мне рассказывала бабушка как представители власти грабили церковное имущество.Как два пьяных деревенских ухаря повезли зимой на санях церковный архив в район.Петька! Сказал один из них по дороге.А на хрена его везти.Вообщем свалили архив на обочину и сожгли.Акта приемки сдачи никто не требовал.Такие случаи были не единичны.У меня дед был 7 лет в германском плену с 1914 по 1921г -где эти документальные данные.Более глубокие данные можно найти в гос.архивах но это только касается знатных фамилий.Истории многих городов и поселений не известны,чего уж говорить о людях.Сайты тоже людьми делаются и не редко в них просто фантазии.В Рыбинске тоже есть кучка историков которые ради своей выгоды состряпают любую историю своего города и нарисуют любое генетилогическое древо.

    Ответить

      Зинаида Мальцева

      Здравствуйте, человек без имени! Тема действительно интересная. Хорошо, что Вы знаете хотя бы пять колен своего рода. Запишите свои знания, воспоминания, предположения и Ваши внуки будут знать уже семь колен)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Комментарии с оскорблениями и ненормативной лексикой будут удалены.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: