Зачем взрослые люди читают стихи со сцены, как связаны театр и психология, чем актёрские упражнения помогают первоклассникам и как будущее театральной студии видят её организаторы — обо всём этом «Рыбинский дневник» побеседовал с актрисой «Хорошего» театра и педагогом по актёрскому мастерству Дарьей Шишигиной.
«Хороший» театр стал первым частным театром Рыбинска, ведущим свою деятельность на постоянной основе. За два с небольшим года работы у него сложился собственный репертуар, появился преданный зритель. Второй раз подряд театр готовится к проведению фестиваля «Золотая табуретка». Третий сезон в его стенах работает театральная студия «Живая душа», в которой занимается более полусотни рыбинцев.
Театральная студия — особая любовь Дарьи и Николая Шишигиных. Они обучают азам актёрской профессии малышей, подростков и взрослых и не могут точно сказать, воспитанники какого возраста им интереснее, понятнее, ближе. Все разные и все по-своему милые.
— Воспитанники студии и зрители — наше всё. Когда в марте прошлого года объявили о закрытии всех и вся, сначала на две недели, потом продлили до месяца, а потом до конца лета, у меня началась депрессия. Из-за того, что общение с людьми прекратилось. Целый месяц не было ни желания, ни сил встать с дивана. Нам необходим обмен энергией, нужно видеть глаза других людей, чувствовать их отдачу и самим делиться тем, что имеем.
Дарья занимается с самыми маленькими. Её подопечным от пяти до девяти лет и приводят их в студию два раза в неделю после детского сада или учёбы родители. На занятиях дети выполняют упражнения на сплочённость, учатся работать в команде, тренируют внимательность, развивают память, реакцию, умение понимать другого человека. И всё это для того, чтобы более уверенно чувствовать себя при общении с ровесниками и взрослыми.
— Конечно, малыши говорят, что мечтают выйти на сцену, но мы понимаем, что к окончанию школы их планы могут измениться не один раз. Моя цель как педагога театральной студии — научить их выражать свои эмоции, сделать так, чтобы они чувствовали себя собой, научились владеть телом.
По словам Дарьи, по осанке и наклону головы ребёнка она видит, на какой роли маленький человек находится в детском коллективе и дома. Сутулые плечи, зажатая шея, скованные руки — всё это проекции заученных паттернов поведения. А сцена — это территория, где волей-неволей приходится выходить из привычного и не всегда по своему желанию выбранного образа. Чтобы зритель и товарищи по студии тебе поверили, необходимо вести себя как другой человек или даже животное. Достигается этот эффект с помощью специальных актёрских упражнений и психологического разбора ролей, и не важно, Колобка, Лисичку или Царевича предстоит сыграть ребёнку.
— В группе мы можем разобрать и какую-то реальную ситуацию, которая произошла с ребёнком в детском саду или школе. Конфликт, ссору или просто непонятную для него ситуацию, в которой он не сориентировался и повёл себя не так, как ему хотелось бы. Вот представьте: нас 20 человек и каждый выскажет своё мнение, расскажет, как бы повёл себя в конфликте. У ребёнка сразу появляется 20 новых способов реагирования, он становится более подготовленным к жизни.
С подростками и взрослыми занимается Николай Шишигин. Общение с этими категориями воспитанников строится на полной открытости, честности и взаимном доверии. Большая часть подростков — гуманитарии, мечтающие о театре как о профессии. Взрослые люди приходят в студию каждый со своей целью. Подростки колючие, резкие и бескомпромиссные. Взрослые в большинстве своём верят в чудо, актёрство для них — способ обрести себя, самореализоваться. И театр в этом здорово помогает.
Среди двух десятков взрослых воспитанников есть врачи, бухгалтера, учителя, спортсмены, специалисты завода, домохозяйки. Самому старшему за 60 лет, много людей среднего возраста и молодёжи на третьем десятке. По словам Дарьи, они с нетерпением ждут понедельника и среды, чтобы на два часа оставить свои привычные заботы и стать клоуном, или лирической героиней, или перевоплотиться в бизнес-вумен.
— Во взрослой группе сложились очень доверительные отношения. Ребята дружат, отмечают дни рождения, помогают друг другу, много общаются. Взрослым нужно больше времени, чтобы подпустить к себе незнакомых людей, сложнее чем у детей идёт притирка характеров. Но и здесь помогают упражнения, которые даёт им Николай Николаевич.
Взрослые развивают коммуникативные навыки не только в театральном пространстве. Бывает, педагог просит выполнить задание на улицах города. В этом случае воспитаннику приходится стать проводящим опрос горожан журналистом или торговаться с продавцами Мытного рынка за скидку — в общем, делать то, что обычно этому человеку несвойственно.
— Мы не делаем скидку на возраст, хотя взрослые иногда начинают кокетничать. Если новичок отказывается разминать шею, ему объясняют, что тогда ему самое место в зрительном зале, а не на сцене. У актёра не только психика должна быть пластичной. Мы сразу настраиваем людей, что они пришли не в кружок самодеятельности, а приобщиться к актёрской профессии, что здесь всё серьёзно. Честность везде ценится, поэтому спесь и кокетство быстро остаются за порогом театра.
Актёрское мастерство Николай Шишигин преподавал и до того, как у него появилась собственная театральная студия. Опыта педагогам хватает. Программу обучения они всё время корректируют, учитывая индивидуальные особенности своих студентов. Сейчас, например, во взрослой группе много поющих. Кто-то из них пробуется в спектакль-концерт памяти Владимира Высоцкого — три спектакля «Вершина» пройдут в «Хорошем» до конца января, кто-то выйдет на сцену в спектакле «Человек и джентльмен», премьера которого состоится в марте. Посмотреть на живую игру начинающих актёров смогут все желающие. Точно так же, как и записаться в следующую взрослую группу, прослушивания в которую вновь организуют в преддверии нового учебного года.
Уж в чём-чём, а в том, что новый поток будет, сомневаться не приходится, потому что запрос на счастье, свободу и самовыражение есть всегда. Пока человек живёт, ему необходимо ощущать свою жизнь наполненной.
Текст: Надежда Лазарева
Фото: «Хороший» театр